С принятия ельциновского закона «О милиции» в 1991 году прошло не так много времени. Но Президент России не преклонен. Медведев намерен уволить каждого пятого милиционера, и требует от МВД скорейших перемен. На свою реформу милиционеры просят 600 млрд. рублей, взамен не обещая при этом никаких улучшений.

Ускориться

На прошлой неделе Президент РФ провёл совещание, где, по сути, констатировал вялый саботаж реформы. «По моим ощущениям, можно было бы и ускориться», – сказал Дмитрий Медведев. Другими словами, до сих пор ничего не сделано. Текста нового закона «О милиции» даже в черновом варианте нет. Так же как и нет принципиально новых идей, которые бы его отличали от «старого», ныне действующего закона. А чего собственно ожидал Президент, требуя от МВД само себя реформировать?! Возможно ли такое в принципе? И не окажется ли такая реформа фикцией для отвода глаз общественности и гигантских средств из бюджета?

Опасения о том, что это всего лишь имитация есть, ведь заявление о реформе прозвучало после ряда скандалов в связи с дерзкими преступлениями милиционеров против граждан. К слову сказать, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян (70%) убеждены в необходимости реформирования МВД.

Или заранее невыполнимая задача поставлена министру МВД Рашиду Нургалиеву только затем, чтобы потом с позором снять его с занимаемой должности? Тогда это не реформа, а банальная чистка. А если учесть, что все названные события происходят на фоне расширения влияния ФСБ, то вырисовывается еще одна версия – передел власти между силовыми структурами… Вместе с тем, многие эксперты, в том числе внутри самого МВД полагают, что напротив идет усиление милиции и превращение ее во внутренние войска. Такой вывод можно сделать после заявления о том, что за неподчинение приказам руководства для милиционеров введут уголовную ответственность. При этом желание власти обезопасить себя внутренними войсками от нежелательных эксцессов со стороны населения во время нарастания кризисных явлений вполне объяснимо.

И так, отвечая на вопрос «Зачем нужен новый закон о милиции?» мы можем предположить несколько вариантов, что это:

1. Имитация для успокоения общества;

2. Кадровая чистка;

3. Передел власти в сторону ФСБ;

4. Создание внутренних войск;

Ну и наконец, чего тоже нельзя исключать…

5. Реформа МВД.

«Армия» бывших ментов

Напомним, как разворачивались события. В декабре прошлого года Президент РФ объявил о начале реформы МВД и подписал указ о том, что до 2012 года должен быть уволен каждый пятый милиционер, а финансирование милиции полностью перейдет на федеральный бюджет. А в феврале Дмитрий Медведев уволил сразу 15 милицейских генералов, в том числе двух заместителей Рашида Нургалиева, а также объявил о скором увольнении еще 10 тысяч человек руководящего состава. Таких кадровых потрясений МВД не испытывало с советских времен. И еще никогда не заявлялось об урезании вдвое святая святых МВД – центрального аппарата! Согласно же указу Президента предельная численность работников центрального аппарата МВД должна составлять не более 9264 единиц (без обслуживающего персонала).

Использование слова «работников», а не «сотрудников», не случайно. Дело в том, что максимально разрешенная численность центрального аппарата МВД составляла всего чуть менее 3 тысяч человек. Формально их столько и было, но реально в министерстве работает почти 20 тысяч человек. Была создана система целого ряда структур, которые не входили в состав МВД, а существовали при нем. Соответственно сотрудники этих структур формально «сотрудниками» центрального аппарата не являлись, хотя в нем и работали, получая соответствующие зарплаты. Теперь же, следуя логике Указа, денег на содержание центрального аппарата МВД будет выделяться из расчета именно на 9264 «работников», а не «сотрудников».

За счет кого и как пройдет сокращение, пока не понятно. Так же не ясно, что делать с уволенными рядовыми милиционерами, которые в купе с изгнанными генералами могут составить небольшую армию. Учитывая сложившуюся практику, можно предположить что они пойдут в криминал, то есть не покинут свою профессиональную среду, только теперь будут находиться по другую сторону. Соответственно, милиционеров надо куда-то устраивать. Например, бывший глава УВД по Ульяновской области написавший рапорт об увольнении Анатолий Бакаев станет главным научным сотрудником ВНИИ МВД РФ и советником губернатора Сергея Морозова. Примечательно, что представлять нового начальника регионального УВД приехал лично Замминистра внутренних дел РФ Сергей Герасимов. Тот самый «человек Медведева», назначенный на пару с генерал-майором Сергеем Булавиным вместо уволенных прежних замов министра. Опять же вспоминается версия с чисткой, уж слишком кадровая реформа МВД напоминает рокировку. В этом свете интересно: хватит ли у Медведева смелости снять «человека Путина» – самого Нургалиева?

Сокращать без нефти

Понятно, что любая реформа стоит денег. Планируется сократить порядка 20% сотрудников ведомства, однако зарплаты оставшихся собираются повысить в три раза. Это в принципе невозможно без увеличения финансирования. В ходе пресс-конференции в РИА Новости глава комитета по безопасности Госдумы Владимир Васильев заявил буквально следующее: «Глава Минфина Алексей Кудрин назвал цифру 200 млрд. рублей, эксперты в МВД сказали мне, что необходимо 600 млрд. Причем без гарантии результата».

Добавьте сюда проблемы с жильем! Очевидно, что в новом законе «О милиции» должно быть прописано, где будут жить милиционеры – не в скворечниках же они расселяться! Однако уже при нынешних объемах финансирования обеспечить всех сотрудников МВД жильем удастся только через 40 лет. По словам Рашида Нургалиева, на сегодняшний день в предоставлении жилья нуждаются более 83 тысяч семей сотрудников. Заметьте, это только те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года! Ряд правоохранителей стоят в очереди аж с 1972-1975 годов.

В интервью ИТАР-ТАСС Нургалиев так же сказал, что планируется увеличить зарплаты милиционерам до 35 тысяч рублей и оперуполномоченным районного уровня – до 55 тысяч рублей. По словам министра, это позволит приблизить уровень доходов российского милиционера к европейской норме. При этом глава МВД отметил, что существенную часть средств, за счет которых будет производиться увеличение, планируется получить за счет сокращения численности штата на 20% в течение двух лет и перераспределения действующих выплат. К слову, сокращение коснется также численности курсантов милицейских вузов – их количество уменьшится на 30%, что составляет более 17,5 тысяч человек. «В 2010-2011 годов планируется ликвидировать 3 вуза, 22 филиала заведений высшего и дополнительного профессионального образования, реорганизовать16 вузов», – заявил Рашид Нургалиев.

Однако, наряду со всеми этими заявлениями, есть авторитетное мнение ученых из Европейского университета в Санкт-Петербурге. На сайте www.enforce.spb.ru для общего сведения доступны результаты исследования под названием «Численность и финансирование правоохранительных органов». Так вот, сравнивая статистически достоверные данные параметров силовых структур 15 пост-социалистических стран, включая членов СНГ и Евросоюза оказалось, что:

– сокращение численности силовых структур существенным образом влияет на улучшение качества бизнес-среды и политического режима;

– увеличение удельных расходов на правоохранительные органы в странах зависимых от экспорта энергоносителей не дает никакого положительно эффекта.

Ученые установили, что там, где высока доля нефтяных доходов в ВВП бесполезно повышать зарплату милиции, это не ведет к улучшению результативности. Больше того, увеличение финансирования без сокращения штата дает вообще отрицательный эффект. В странах, где нет нефти, увеличить зарплату милиции можно только за счет урезания зарплаты кому-то другому. И если это делается, то по большой необходимости, но и спрос соответствующий. А в России, где зарплату повышают за счет доходов от продажи нефти, население не видит в этом никакой связи со своим благосостоянием, грубо говоря, и к милиционерам тогда никаких претензий. Выводы исследователей однозначны: реформирование силовых структур в России должно идти по пути радикального снижения их численности, но без значительного повышения их удельного финансирования. Проще говоря, милицию надо сократить, а зарплату оставить прежней.

Две милиции лучше

Дискуссия вокруг реформы МВД разгорелась довольно бурная, есть множество точек зрения, но приблизительно можно выделить два лагеря: те, кто придерживается мнения, что милицию лучше не трогать, дать побольше денег и пусть сами там сокращаются, перестраиваются и т.д.; и те, кто выступает за реальную реформу. На стороне первых выступают, что логично, сами милиционеры, от имени вторых говорят правозащитники, общественные организации и некоторые политические партии. Пожалуй, наиболее детальную концепцию реформирования МВД представил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.

Основная идея Миронова состоит в том, что разрушить «пирамидальную и сверху донизу коррупционную» структуру МВД можно лишь разделив ее на части: федеральную полицию, которая займется борьбой с криминалом, и муниципальную милицию, которая будет охранять общественный порядок в муниципалитетах. При этом руководство муниципальной милиции по замыслу спикера Совета Федерации должно избираться населением и отчитываться перед ним. Веской причиной для такого шага, справедливороссы считают «массовое нарушение установленных запретов для сотрудников внутренних дел», среди которых наиболее распространенным является занятие коммерческой деятельностью и использование служебного положения в личных целях. У кого-то похоронное бюро, у кого-то молочный завод и т.п.

Мораль сей басни

Извините за отсутствие оптимизма… Какая бы из выдвинутых версий в итоге ни оказалась верной, в любом случае никакой новый закон не поможет милиции преобразиться. Потому что проблемы не в законе. «Старый» ныне действующий закон не так уж плох, просто надо его выполнять. Где гарантия, что будут выполнять новый? Проблема, видимо, в механизме работы ведомства. И предложения Сергея Миронова о реструктуризации милиции в данной связи выглядят весьма логичными. Однако это будет эффективно лишь отчасти.

К сожалению, в милиции слишком много людей, которые в последние годы приходили туда с совершенно однозначным намерением – обогащение с использованием привилегий, которые предоставляет статус правоохранительных органов. И это вовсе не означает, что милиционеры такие плохие, просто уже много лет в нашем обществе насаждается и поддерживается даже на уровне государства такая мораль: главное – мой личный интерес, а остальное не имеет значения. В такой извращенной форме наше общество восприняло переход от социализма к рыночной экономике.

Глубоко убежден, что без изменения моральных ориентиров в обществе, никакая реформа не спасет. Мы можем изменить структуру МВД, написать сотни самых хороших законов, но где взять новых людей, откуда появятся те порядочные и профессиональные кадры, которые придут на смену разложившимся и коррумпированным «оборотням в погонах»?! Мы имеем ту милицию, которую имеем, и другой у нас нет и взять негде.

Владимир Алексеев.