Засуха не помешает решению проблемы водоснабжения на селе

Аномально высокая температура нынешнего лета ударила не только по посевам и здоровью граждан, но и резко обострила ситуацию с водой. Естественно, что воды стали использовать значительно больше, пытаясь спасти засыхающие на корню огородные насаждения, наполняя емкости про запас.

Ситуация осложняется тем, что жара приводит к пересыханию естественных источников и колодцев, что на самом деле становится проблемой для тех, к кому водопровод еще не дошел. Наш корреспондент обратился к заместителю губернатора Александру Букину, которому поручено курировать вопросы водоснабжения.

– Александр Васильевич, давайте реально посмотрим на ситуацию – с водой тоже сложилось сейчас чрезвычайное положение, как и с посевами?

– Я бы ситуацию не стал драматизировать. Она непростая, требует очень серьезных мер, но, разумеется, не чрезвычайная… При этом давайте не будем забывать, что ситуация в системе водоснабжения в районах Ульяновской области, да и по всей стране, обостряется ежегодно с началом летнего сезона. Ветхие сети (большинство их построено в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого столетия, и износ составляет около 70%, а по некоторым населенным пунктам 100%) не выдерживают увеличения нагрузки; кроме того, в последние годы резко снижается дебит водоисточников, снижается уровень грунтовых вод, а это процесс естественный, природный, который остановить невозможно.

– А масштаб проблемы?

– Сегодня проблемы с водоснабжением испытывают около 80 населенных пунктов области (для сравнения скажем, что общее количество населенных пунктов Ульяновской области – 1 240), то есть чуть более 6 процентов, так что, повторяю, проблему с водоснабжением едва ли можно назвать чрезвычайной ситуацией, как ее пытаются подать в последнее время. Конечно, и недооценивать сложившиеся условия нельзя ни в коем случае. Мы должны понимать, что даже при таком масштабе – не самом угрожающем в масштабах области – проблема все же касается людей.

Мы работаем по двум основным направлениям. В первую очередь решается вопрос с обеспечением населения питьевой водой. Где стоят особые проблемы, мы организуем подвоз воды и контролируем обязательное наличие бутилированной воды в торговых точках в населенных пунктах области. Другая важная задача, которую мы решаем, это обеспчение технической водой на хозяйственные нужды, ведь село живет сельским хозяйством.

– Полагаю, что не только засуха причина проблемы с водой? В конце концов, о водоснабжении говорят не один год и очень часто именно как о проблеме…

– Конечно, система водоснабжения, которую мы имеем сейчас, – это плохое, ветхое наследство. По сути дела, в этом году вместе с засухой новых, каких-то особых проблем не появилось, лишь обострились те, которые возникали из года в год. Давайте откровенно – в течение последних 15-20 лет муниципальные образования занимались эксплуатацией водопроводных сетей, построенных в 70-80-е годы прошлого века. Если что-то случалось, решали по принципу наименьших затрат. Если ломался насос на одной скважине, то весь населенный пункт просто переключали на другую, которая не проектировалась как единственный источник водоснабжения, ее мощности никогда не хватало. Падает напор, начинаются перебои – вот и проблема целого населенного пункта.

По поручению губернатора в Минстрое провели ревизию источников воды. Получается такая картина: в настоящий момент на территории Ульяновской области насчитывается 7 231 скважина, из которых используются чуть более 3 000. Не трудно посчитать, что более чем в два раза уменьшилось количество источников воды в населенных пунктах. Вдвое!

Другая проблема – отсутствие резервных запасов воды. Изначально рядом с водоисточниками и каптажами стояли накопители, так называемые башни Рожновского (раньше их называли водокачками, они каждому знакомы). Но они приходят в негодность, ветшают, а местами со временем совсем вышли из строя и впоследствии вовсе были разрушены. Получается, что населенные пункты оказались лишенными резервных источников подачи воды. А ведь задача накопителей заключается именно в том, чтобы в моменты пикового разбора воды – днем и вечером – подменять основной источник, в ночное время, когда потребности жителей в воде существенно уменьшаются, воду накапливать – это очень старый и работоспособный принцип.

– То есть, как всегда, – сначала долго не ремонтируем, надеемся, что пронесет, а когда ломается – удивляемся… И как реагирует население?

– А население реагирует по-разному, иногда слишком «творчески» и эгоистично. Эти проблемы хотя и кажутся банальными, бытовыми, на самом деле гораздо серьезнее. А ведь они не требуют обязательного вмешательства власти и даже средств особых – просто отношение должно быть у населения хозяйское. Эти проблемы легко могут быть решены при помощи самих жителей – например, путем более бдительного и неравнодушного отношения к незаконным врезкам в сети водоснабжения, о которых, кстати, все прекрасно знают. Вот подумать достаточно о том, что кто-то, самовольно подключаясь к линии водоснабжения и забирая воду на полив своих личных газонов, частных картофельных плантаций, наполнение бассейнов, лишает драгоценной питьевой воды своих соседей и оставляет без воды целые улицы. И подумать не только администрации, а и всем, кого этой воды лишили. А то ведь иногда доходит до абсурда! В одном поселении хозяева дома, осуществившие незаконную врезку, грозили подать в суд на органы местной власти за проникновение в частную собственность и ликвидацию самовольного подключения.

– Самовольная врезка – какая-то скверная традиция у нас, это хорошо известно. Врезались, врезаемся и будем врезаться – почти непобедимый принцип… А что делать?

– В идеале все потребители воды на селе должны иметь сертифицированные приборы учета и платить за потребленную воду так же, как и горожане. Все новые врезки должны осуществляться только на основании проектно-сметной документации и при наличии счетчиков. Только так можно установить контроль за потреблением воды и нормализовать ситуацию. Мы стремимся к этому, но тут нужны, еще раз повторяю, совместные усилия и властей, и жителей.

В этом смысле есть и положительные моменты, которые хочется особо отметить: жители некоторых населенных пунктов пытаются справиться с проблемой водоснабжения самостоятельно или принять посильное участие в ремонте водопроводов и замене оборудования. Например, в с. Волынщина Кузоватовского района жители выполняют земляные работы, помогают в устранении порывов, вносят денежные средства на приобретение нового насоса. Так что выход из ситуации, если есть взаимопонимание и взаимоответственность, всегда находится. Конечно, в поселениях проводится разъяснительная работа об ограничении использования питьевой воды для полива приусадебных участков, о запрещении забора воды для полива в часы пиковой нагрузки. Во многих поселениях созданы комиссии по выявлению нарушений режима водопользования.

– А не получится ли так, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

– Нет, разумеется. Это ведь, как я сказал, только один, и не самый главный, аспект. Мы работаем планово. Правительство области организовало выездные бригады МУП «Водоканал», которые выезжают на места и, имея внушительный опыт и технический ресурс, оказывают квалифицированную помощь сельчанам при поиске мест прорывов и их ликвидации.

Из областного бюджета выделен специальный резервный фонд в размере 12 миллионов рублей, средства которого будут направлены на оперативное решение вопроса в тех селах, где проблема с водой стоит наиболее остро.

Организована работа по профессиональной очистке катажей и скважин – на территории области работают специалисты российской компании «Гидросервис-2000», благодаря чему в ряде населенных пунктов Ульяновского, Чердаклинского районов дебит скважин вырос в два раза, а значит, в два раза больше воды может поступить в водопроводы населенных пунктов. Еще раз напоминаю телефон «горячей линии» 41-48-15, по которому жители Ульяновской области могут сообщать о проблемах с водоснабжением в их населенных пунктах. Одновременно это позволяет нам вести оперативный мониторинг ситуации …

– Каков объем средств, необходимых для полного решения проблемы?

– Большой, к сожалению… Давайте подсчитаем: протяженность сетей систем водоснабжения населенных пунктов области составляет 7 491,4 км, из них 3 273,0 км (43,69%) нуждаются в замене.

Для приостановления износа основных фондов в отрасли водоснабжения необходимо ежегодно строить 300 км водопроводных сетей на сумму более 600 млн. рублей. Необходимо предусмотреть софинансирование из областного бюджета разрабатываемой в настоящее время в Министерстве строительства областной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2015 годы – не менее 200 млн. в год. Всего предполагаемый объем финансирования программы составляет 4 415,390 млн. рублей. В программу включены мероприятия по строительству и реконструкции водопроводов в населенных пунктах, где проблема водоснабжения стоит наиболее остро, возникают частые перебои с водоснабжением, вызывая жалобы населения на неудовлетворительное качество предоставляемой услуги ХВС, и не включены мероприятия по водоотведению.

В настоящее время подготовлена вся документация к проведению торгов для определения подрядчиков на выполнение работ по строительству и реконструкции водопроводов в сельских населенных пунктах в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года». Таким образом, в конце июля – начале августа 2010 года подрядчики приступят к выполнению работ в муниципальных образованиях.