Владимир МИРОНОВ

Каждую весну, едва за окном начинает таять снег, в моей квартире на четвертом этаже панельной «хрущевки» случается потоп – по внешней стене одной из комнат в месте ее стыка с внутренней межквар­тирной перегородкой вода бежит бесконечным потоком. В бетонной плите потолка зияет из­рядная промоина, межпа­нельный крепеж про­ржавел, из стыка между квартирами вымыло весь раствор, так что сквозь щель нам с соседями скоро можно будет хо­дить друг к другу в гости по вздувшимся от сыро­сти полам.

Длится это больше десяти лет, на протяжении которых и я, и соседи регулярно жаловались сначала в ЖЭУ, потом – в сменившее его учреждение с мужественным названием МУЖКХ «Южное», потом – в ООО «Домоуправ­ляющая компания Железнодорожного района», искренне полагая, что за ежемесячно вносимую немалую плату имеем право хоть на какую-то комму­нальную помощь. Увы, сотрудники вы­шеозначенных контор, видимо, считали иначе. В лучшем случае приходила женщина-мастер, понимающе качала головой, констатировала необходи­мость заделки межпанельных швов и туманно обещала «рассмотреть во­прос, изыскать средства, включить в план». Этим помощь и исчерпывалась.

Минувшая весна не стала ис­ключением. Я отнес в управляющую компанию очередное заявление и стал ждать. За прошедший месяц много воды утекло, но ничего не изменилось. И тут мне посоветовали обратиться в Государственную жилищную инспек­цию (ГЖИ). Ни на что особо не надеясь, но сочтя, что хуже не будет, в первых числах марта я отнес заявление и туда. И чудо! Буквально через два дня ко мне нагрянула комиссия – понурые мастер и главный инженер под конвоем суровой девушки из инспекции. Акт протечки был запротоколирован, а еще через неделю, едва земля подсохла, под окном появилась автовышка и бригада спецов законопатила наконец многострадальные швы.

Но это был еще не конец истории. В середине июля меня вызвали в арбитражный суд. Оказывается, я был не единственным пострадавшим от бездействия домоуправляющей ком­пании, по крайней мере еще четверо жителей еще нескольких домов об­ратились в инспекцию с жалобами на упорное нежелание коммунальщиков избавить их от домашней капели. И вот за это «все хорошее» еще в апре­ле ГЖИ оштрафовала компанию на 40 000 руб. Однако там сочли наказа­ние слишком суровым и обжаловали его в суде. По мнению представителя коммунальщиков Ю. Старостина, их упорное нежелание исполнять свои прямые обязанности является право­нарушением малозначительным и на такой штраф никак не тянет. Однако суд решил иначе и решение жилищной инспекции оставил в силе. Так что платить придется. Конечно, сумма не бог весть какая, но, как говорится, лиха беда начало – теперь по крайней мере мы знаем, как заставить коммуналь­щиков шевелиться.

Но главный урок этого процесса все же в другом: на суде подтвердилось то, о чем я догадывался. Господин Старостин официально подтвердил: фирма, взвалившая на себя обяза­тельства обслуживать и поддерживать в нормальном состоянии примерно треть жилого массива Железнодо­рожного района, не имеет в своем штате ни одного дворника, ни одного сантехника, ни одного электрика… Словом, ни одного работника, кото­рый, собственно, и должен убирать, чистить, красить, чинить! Оказывает­ся, в штате ООО «Домуправляющая компания Железнодорожного района» состоят исключительно управленцы: начальник, заместитель, секретарша, бухгалтер… И никто из них, понятно, ни ремонтировать наши унитазы, ни подметать наши дворы не собирается.

Необходимый персонал есть в другом ООО – «Ника», с которым «До­моуправляющая компания» и заклю­чила договор на обслуживание наших квартир. А теперь внимание: за свои услуги (качественные или нет – другой вопрос) «Ника» ежемесячно берет с нас по семь с небольшим рублей с квадратного метра площади, три из которых перечисляет «партнеру» – «Домоуправляющей компании».

Общая площадь моей квартиры чуть больше 56 кв. м. Значит, еже­месячно я плачу за ее обслуживание около 400 руб. Примерно 250 из них идут за вывоз мусора, водоотведение, косметический ремонт, очистку крыши от снега и пр. А еще 150 попадает на счета домоуправляющей компании. Но за что? Ведь, напомним, ее персонал ничего не ремонтирует, не чистит и не моет. То есть примерно треть тарифа мы отдаем коммерсантам от ЖКХ просто так, просто потому, что они существуют. Другими словами, не будь этих нахлебников, регулярно растущий тариф мог бы быть на треть меньше. Или по крайней мере наши деньги могли бы пойти на повышение зарплат тем же дворникам или сантехникам. Глядишь, и работали бы они качествен­нее. Но вместо этого мы неизвестно почему оплачиваем абсолютно не­нужный нам труд абсолютно ненужных нам управленцев, которые к тому же не очень-то и хотят на нас работать. Кстати, представитель компании так и не сумел ответить на вопрос судьи о том, сколько именно денег из тех самых семи рублей тратится на каждую из «строчек» расходов: сколько на ремонт, сколько на снег и пр.

Я не знаю (пока не знаю), какова общая площадь жилья и «мест общего пользования», находящаяся в «управ­лении» ООО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района». Наверняка десятки (если не сотни) тысяч «квадратов». И с каждого из них она ежемесячно имеет свою законную трешку. Просто так, палец о палец не ударив. А еще через управляющие компании идут бюджетные деньги, направляемые на ремонт жилья и про­чие коммунальные нужды. В общем, неплохо ребята устроились.

По словам господина Старостина, значительная часть «управляемого» его фирмой жилого фонда принадле­жит муниципалитету, то есть находится в собственности города. Отсюда во­прос к мэрии: почему она заключила договор с посредником, у которого нет ничего, кроме канцелярских столов и стульев, а не с той же «Никой» напри­мер, у которой по крайней мере есть штат необходимых специалистов?

«Домоуправляющая компания Же­лезнодорожного района» – лишь одна из многих контор, которые беззастен­чиво шарят в наших карманах. Но на ее примере мы постараемся разобраться и понять, сколько денег каждому из нас приходится тратить впустую, куда они идут, какие зарплаты получают работники этих служб за свою мало­понятную деятельность и, наконец, кому это выгодно, – мы начинаем свое журналистское расследование. Так что продолжение следует.

А в заключение – полезный совет знающего человека: по словам пред­ставителя ООО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» господина Старостина, давно прошли те времена, когда решить любой вопрос с коммунальщиками можно было по телефону или устно. Сейчас сдвинуть что-либо с мертвой точки можно лишь при помощи письменного заявления с отметкой компании о его получении. «В этом случае вам будет что представить в суд», – объяснил специалист.