… а кушать хочется. Эту житейскую истину проиллюстрировали события, развернувшиеся на региональном рынке продовольственных товаров в прошлом году.
Расстановка сил
По информации регионального министерства сельского хозяйства, в 2009 году в целом по области открылось 262 магазина (25800 кв. м торговых площадей), хотя планировалось – только 106. А уже в первом квартале года нынешнего в регионе начали работать еще 104 торговых объекта.
В отношении Ульяновска информацию уточнили в мэрии.
– За последний год расстановка сил изменилась незначительно: открылось 12 сетевых магазинов, в том числе два гипермаркета – «Магнит» и «Симбирка», закрылся один магазин сети «SPAR». Кроме того, в регион вошла новая сеть – ЗАО «Региональная торговая система Ульяновск-КООП», – говорит председатель комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей Юлия Калинина.
Сегодня в секторе продуктового ритейла Ульяновска работают федеральные сети (ООО «Дворцовый ряд – МС» – сеть магазинов «Пятерочка», ЗАО «Тандер» – магазины «Магнит», ООО «SPAR», ООО «Продобоз» – гипермаркет «Вестер – Гипер», ООО «Мetro Сash & Carry», ЗАО «Мосмарт», ЗАО «ТД «Перекресток», ЗАО «РТС – Ульяновск»), региональные (ООО «РС «Товарищ», ООО «СПАР – Ульяновск», ООО «ТФ «Самара – продукт») и местные (сеть магазинов «Симбирка», ООО «Провиант», ЗАО «Гулливер», ООО «Темп»).
Всего, по информации мэрии, в городе действуют 152 сетевых магазина самообслуживания, что составляет 7,2% от общего количества торговых объектов. Киоски в расчет не берутся.
К истории вопроса
Сетевые магазины в Ульяновске начали активно открываться с 2003 года. Приход на наш рынок федеральных операторов развивался по законам жанра: испытывая потребность в развитии, федеральные сетевики двигаются в сторону регионов. Приволжский Федеральный округ в этом смысле для них не худшее направление: не так далеко от столицы, плюс оптимальная плотность населения с хорошим доходом. Ульяновск в списке городов, интересных для экспансии, номером первым не числился. Первые крупные сетевые магазины появились в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове.
В 2007 году информационное агентство «DEBUST-бюро» проанализировало продуктовый ритейл нашего города с помощью ряда экспертов, которые в целом сошлись во мнении, что в ближайшие два года развитие этого сектора экономики в Ульяновске пойдет интенсивно, причем по пути укрупнения и централизации сетей. Сетевики рассматривали наш регион как перспективный с точки зрения количества торговых площадей на душу населения, но проблемным в социально-демографическом и экономическом плане, поскольку половина игроков рынка претендует на средний класс покупателей, которых в Ульяновске пока недостаточно. Тем не менее, все признавали, что Ульяновск с каждым годом развивается, избавляясь от клише экономически депрессивного города.
За потребителя!
Светлые перспективы скорректировал кризис. Массовые сокращения на предприятиях города, рост безработицы, задолженность по зарплате значительно снизили платежеспособность населения, поэтому на ульяновском «поле» продуктового ритейла стало тесновато даже действующим игрокам.
Уже осенью 2008 года произошло смещение потребительского спроса в сторону более дешевых продуктов. И сетевики, почувствовав дыхание конкуренции со стороны открытых рынков, начали оптимизировать бизнес-процессы, сокращать издержки, искать пути привлечения покупателя.
Управляющий торговой сети «Гулливер» Александр Сикачина в числе предпринятых мер называет оптимизацию штатного расписания, сокращение ассортиментного ряда более чем на 15%, развитие собственного производства, снижение цен на товары, которое, увы, привело к снижению рентабельности.
Впрочем, этот универсальный набор инструментов в борьбе за клиента в тех или иных вариациях использовали все игроки рынка. Большинство успешно.
– Уже в 2009 году к кризису приспособились практически все сети. Кому-то это удалось хуже, кому-то лучше. Нам, я считаю, – лучше, потому в наших магазинах большое значение имеет фактор ценовой привлекательности, – говорит директор ульяновской сети магазинов «Магнит» Андрей Белоногов.
По его словам, появление в прошлом году в регионе двух гипермаркетов «Магнит» (на левом берегу Ульяновска и в Димитровграде) нанесло серьезный удар по открытым рынкам, которые начали терять своего покупателя.
Низкая цена далеко не всегда имеет решающее значение в борьбе за клиента, считает начальник отдела маркетинга торговой компании «Провиант» Артем Янаев, аргументируя свою позицию тем, что в магазинах сети «Провиант» цены выше, чем в среднем по городу, тем не менее кризисное время компания пережила безболезненно, делая ставку на сервис, качество и грамотную маркетинговую политику.
– Приоритеты покупателей, действительно, изменились в сторону более дешевых, но все же качественных товаров. Кушать люди меньше не стали, – говорит господин Янаев.
Правоту маркетолога подтверждает информация регионального минсельхоза.
– Если до кризиса доля товаров продовольственной группы в общем объеме товарооборота составляла 47 процентов, то в период кризиса этот показатель повысился до 54 процентов, – говорит заместитель директора Департамента пищевой перерабатывающей промышленности и торговли Марина Ерусова.
Три нормы на одну душу
По итогам пяти месяцев нынешнего года органы статистики зафиксировали рост товарооборота в секторе продуктового ритейла до 100,4% по сравнению с прошлым годом, когда этот показатель «качался» в районе 90%.
Марина Ерусова отмечает, что сетевые компании стали активно и широко развивать собственное производство. Объем реализации собственной продукции в отдельных структурах составляет до 20%.
И, наконец, еще один красноречивый факт. По информации комитета по развитию предпринимательства мэрии, обеспеченность населения Ульяновска торговыми площадями по продовольственной группе составляет 297,93%, или 297,93 кв. м на тысячу человек при нормативе 100 кв. м на тысячу (данные на 1 июня 2010 года. – Ред.). То есть в три раза больше нормы – почти как в более благополучной Самаре. Причем практически все игроки этого рынка, если и не строят планов на развитие в ближайшем будущем, то чувствуют себя неплохо в настоящем.
Способность ульяновцев «переварить» такое количество ритейлеров на душу населения можно было бы объяснить очень достойным уровнем жизни. Или таким уровнем жизни, когда гастрономические удовольствие становятся единственно доступными, а свободного от работы времени хватает только на то, чтобы накупить в ближайшем к дому супермаркете полуфабрикатов? По информации мэрии, средняя заработная плата по Ульяновску в конце первого квартала 2010 года составила 15744 рубля.
И все-таки федералы…
У Артема Янаева из торговой компании «Провиант» на информацию о перенасыщенности города площадями по продовольственной группе товаров – свой взгляд:
– Нормативы вещь весьма условная. Нужно оценивать не только количество площадей, но и количество полок в магазинах, и ассортимент. Компания «Провиант» в этом году планирует открыть еще два магазина.
– Мы информацию мэрии скорректировали бы, – говорит Андрей Белоногов. – По нашим расчетам, количество торговых площадей на душу населения в городе превышает норматив вдвое. По мере того, как рынок будет структурно стабилизироваться за счет появления крупного формата, как это происходит во всем мире, безусловно, пойдет отток покупателей не только с открытых рынков, но и от магазинов у дома. В пятилетней перспективе, думаю, мы увидим снижение количества действующих магазинов, если не в два раза, то в полтора точно.
Генеральный директор ООО «Дворцовый ряд-МС» Олег Лебеденко прогнозирует, что в дальнейшем в область будут активно приходить федеральные сети, уже сегодня в среднесрочной перспективе Ульяновский регион рассматривают продуктовые гипермаркеты и форматы DIY: Ашан, Эссен, Castorama, Леруа Мерлен, OBI. Сдерживающими факторами является отсутствие готовых торговых площадей от 7 до 12 тысяч кв. метров.
Александр Сикачина в целом поддерживает эту точку зрения:
– Безусловно, финансовые возможности федералов, их масштабы бизнеса, объемы продаж не позволяют нам активно сопротивляться экспансии. За последний год открыт только один торговый объект региональных операторов – «Симбирка» в «Пушкаревском кольце». Налицо стагнация развития местных операторов и активная экспансия «Магнита» в формате магазина у дома и гипермаркета. Не скрою, что такая односторонняя представленность федеральных игроков, на мой взгляд, не в пользу рынка и покупателя. В сегменте гипермаркетов было бы приятнее увидеть не еще пару Магнитов, а скорее их конкурентов – Ашан, Ленту, Окей.
Отсутствие свободных торговых площадей, высокая стоимость аренды, рост коммунальных затрат, баррикады из административных барьеров (нужно пройти массу инстанций, чтобы открыть торговую точку на собственной территории), большие затраты средств и времени (особенно времени!) для того, чтобы открыть новый магазин… Все это представители продуктового ритейла называют в ряду причин, которые мешают развитию рынка.
Все под законом ходим…
А в ближайшей перспективе, буквально в августе, ритейлеров ждут проверки на соответствие их работы требованиям закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации», вступившего в силу с 1 февраля этого года. Об этом 24 июня в Москве на форуме «Федеральный закон о торговле – новый этап отношений сетей и поставщиков» заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов, сообщают информагентства.
Новый закон о торговле, как известно, запрещает ритейлерам превышать 25-процентную долю в общем рынке (компании с такой долей не могут открывать новые магазины). Постановление правительства, утверждающее методику расчета объема и доли товаров продовольственной группы, реализованных в границах административно-территориального образования торговой сетью, было принято еще в мае. Соответствующие расчеты будут проводить органы статистики и размещать на своем сайте уже с июля. А там… война план покажет.
– Новый закон не меняет правил работы, не думаю, что он способствует развитию бизнеса и отрасли в целом, скорее это регламентирующее положение, во многом требующее доработки. Что менять – покажет время и позиция контрольных органов, так как уже сейчас есть различные толкования отдельных положений различными организациями, – говорит Александр Сикачина.
– Для розничного рынка создали совершенно неожиданную ситуацию, ограничив 25 процентами всех подряд, считая, что это монополия. Слишком жесткая норма, этот порог надо бы повысить, – считает Андрей Белоногов.
Тем не менее, ритейлоры заявляют о своей готовности следовать букве закона, во всяком случае, все компании в настоящее время приводят в соответствие с его требованиями договоры и контракты с поставщиками.
Марина Ерусова отмечает, что отмена входных бонусов, предусмотренная новым законом о торговле, уже дала ощутимый результат: в магазинах сетевых компаниях доля продукции местных производителей на сегодняшний день составляет до 70% от общего ассортимента.
Татьяна Захарычева