С 1 июля судебная власть стала более открытой. Во всяком случае, должна стать.

Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» (ФЗ-262), принятый еще в 2008 году, 1 июля вступил в полную юридическую силу. Полтора года законодатели дали на то, чтобы все судебные инстанции успели перевести свой документооборот в электронный формат и начали публиковать его на собственных сайтах.

Первым, за две недели до часа Х, обновил свой сайт в интернете Верховный суд России. Таким образом, пользователи сети получили доступ к материалам судебных решений по гражданским и уголовным делам, которые он вынес с 2002 года.

Публикацию судебных решений в интернете, на самом деле, сложно назвать новацией в чистом виде. В 2010 году уже 112 арбитражных и федеральных судов общей юрисдикции размещали свои решения в сети, сообщают информагентства со ссылкой на главу администрации президента Сергея Нарышкина.

Тема «судебного интернета» возникла в России почти параллельно с самим интернетом. Но в середине 90-х годов инициатива Гильдии судебных репортеров обсудить идею размещения судебных решений в открытом доступе, была воспринята судейским сообществом без энтузиазма. Однако уже в начале 2000-х некоторые суды начали создавать сайты по собственной инициативе и выкладывать на них судебные решения по собственному разумению.

– Законопроект об информационной доступности судов еще апреле 2006 году представил в Государственную Думу сам Верховный суд России, поэтому принятый закон обречен работать. Суды заинтересованы в том, чтобы не было предвзятости в суждениях об их деятельности, – говорит председатель Третейского суда при Торгово-промышленной палате Ульяновской области Людмила Худанова.

То есть, по сути, законопроект «отлеживался» в Госдуме два с половиной года – до той поры, пока глава государства Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному собранию не предложил ряд мер по модернизации судебной системы страны. Свое требование обеспечить открытость судебной власти президент подкрепил установкой: документооборот в современном государстве должен быть переведен в электронный формат.

Несмотря на то, что история вопроса уходит еще к 2006 году, споров вокруг ФЗ-262 до последнего момента было немало. И ряд принципиальных изменений в закон был внесен в срочном режиме – уже во второй половине июня. Хотя противоречие двух принципов – открытости правосудия и защиты персональных данных, – заложенных в «судебном интернете», обсуждалось давно и активистами гражданского общества, и законотворцами.

Закон «О персональных данных» фактически наложил запрет на публикацию в открытом доступе информации об участниках судебных слушаний. Суды до последнего времени готовились вымарывать из текстов решений все приватные данные, а эксперты говорили, что такая «ревизия» судебных решений, выложенных в интернет, превратит их в кучу информационного мусора.

Только в конце июня стало известно, что Госдума сразу в трех чтениях приняла поправку к закону «О персональных данных» и закону об информационной открытости судебной системы, которая позволит публиковать в открытом доступе судебные решения без купирования фамилий осужденных, оправданных, истцов и ответчиков. Но не более того – любую другую информацию личного характера все-таки будут вычищать. Соответствующее «Положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет» было опубликовано на сайте Верховного суда 18 июня. В нем же дается перечень дел, по которым тексты судебных актов в открытом доступе размещаться вообще не будут.

Кроме того, поправки, утвержденные Госдумой, наложили запрет на публикацию в интернете судебных актов в форме судебных приказов, в которых содержатся персональные данные судей.

С учетом того, что при обсуждении закона высказывались кардинально противоположные мнения – о целесообразности публиковать абсолютно всю информацию судебных актов и о необходимости вымарывать ее до основания, оставляя лишь фактуру документа, – решение принято компромиссное.

– Информационная доступность судов в контексте принятого закона – это публикация не только судебных актов, но и информации о деятельности судов и Судебного департамента, – говорит госпожа Худанова. – Будет открыта процедура назначения судей, подготовки кандидатов на должность судей. Граждане смогут заявлять свои мнения по этому поводу. Такого еще не было.

Арбитражный суд в этом смысле работает с опережением. Информация о кадровом обеспечении, вакансиях, а также о доходах судей на сайте Арбитражного суда Ульяновской области начала размещаться задолго до вступления в силу ФЗ-262. В конце июня это ведомство сообщило о возможности получать доступ к материалам судебных дел еще и с помощью мультимедийных смартфонов iPhone.

По сообщениям из открытых источников, Судебный департамент при Верховном суде РФ за пять лет на «судебный интернет» потратил свыше 4 млрд. рублей из бюджета РФ и займа Всемирного банка. Эффект таких основательных вложений во многом будет зависеть от вопросов практических, которые пока остались за рамками общественного обсуждения. Как часто будет обновляться информация, по какому принципу она будет располагаться, с кем можно будет контактировать по принятым решениям, будут ли они распечатываться и иметь силу документа, обеспечена ли кадровым и техническим потенциалом обратная связь и прочее-прочее. Пока определенно известно, что в Ульяновской области доступ к информации о деятельности наших судов обеспечен.

– В автоматическом режиме, с использованием web-модуля, размещаются списки дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании. В тестовом режиме размещаются тексты судебных актов. В последнее время на первое место после проблем технического характера вышли проблемы качества предоставляемой информации. На главных страницах сайтов судов появились модули «Судебные акты» и «Судебное делопроизводство», – сообщили «ДО» в Управлении судебного департамента со ссылкой на главу ведомства Виктора Матиенко.

Кстати.

В рамках модернизации судебной системы страны в середине мая Госдума приняла в первом чтении президентский проект федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Изначально предполагалось, что закон будет принят еще в весеннюю сессию и вступит в силу 1 января 2011 года. Главный срок пока остается в силе, но особой оперативности нижняя палата не демонстрирует.

Причина – неоднозначное отношение к законодательной новации юридического сообщества, которое сомневается в эффективности такого вида внесудебного урегулирования споров.

Процедура медиации основана на том, что стороны при участии медиатора (посредника) должны достигнуть взаимного соглашения в спорах, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также трудовых и семейных.

Один из основных поводов для дискуссии, развернувшейся вокруг законопроекта, – фигура самого медиатора. Юристы видят в этой роли либо адвокатов, либо помощников судей. Между тем, право быть медиатором после вступления закона в силу получат независимые лица, не моложе 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование (не уточняется, какое) и прошедшие курс обучения по специальной программе.

Кроме того, юристы сомневаются, что реализация закона о медиации позволит сломить устойчивый рост нагрузки на арбитражные суды и суды общей юрисдикции (в минувшем году, по различным оценкам, – на 50-70%).

Между тем, позитивный опыт урегулирования конфликтов сторон вне государственной судебной системы есть. К числу посреднических судов относится и третейское разбирательство. Система третейских судов в России начала зарождаться во второй половине 90-х годов прошлого века. В 2001 году при Торгово-промышленной палате Ульяновской области начал работать свой третейский суд. Количество споров, вынесенных на третейское разбирательство в нашем регионе, с тех пор стабильно растет – с 50 дел в квартал в начале деятельности и до 100 – на сегодняшний день.

Кстати, практика использования посредников для разрешения споров не нова. До революции в системе российских коммерческих судов практиковались примирительные процедуры, арбитрами на которых выступали купцы, в советское время разрешению споров способствовали товарищеские суды, специальные комиссии трудовых коллективов и проч.

Татьяна Захарычева