Стихийные рынки. С ними власти ведут борьбу давно. Но почему-то они до сих пор появляются то в одной, то в другой части города. И пользуются спросом у населения. Сегодня мы предлагаем вам несколько взглядов на проблему стихийных рынков.

Поводом для написания статьи стало приглашение представителей СМИ на рейд по стихийным рынкам Заволжского района. Такие рейды регулярно устраиваются представителями администрации и милиции. Выезжает машина с комиссией на точку несанкционированной торговли, и составляют протоколы на граждан, торгующих в неположенном месте.

Картина первая. Стихийный рынок

Итак, мы подъезжаем к стихийному рынку, расположившемуся около девятого дома по б-ру Киевскому. Видимо, зеленая газель уже примелькалась в этом месте. Потому что как только мы появляемся в поле видимости, торговцы резко начинают загружать ящики с продуктами в машины и резко выезжают с территории. Не повезло тем женщинам, у которых водители отсутствовали. Они уехать не успели, но накрыли свой товар белой тканью – вроде как не торгуют.

Мы выходим из газели. Мы – это Олег Соловьев – специалист отдела администрации Заволжского района, участковый милиционер, телевизионщики одного из местных каналов, ну и я – журналист «НГС». Участковый сразу выбирает объект – женщину, которая и товар не загрузила, и накрыть его не успела. Начинается опрос. Имя, фамилия, ну и по пунктам. В итоге – выписали штраф. Надо заметить, женщина не возмущалась, не сопротивлялась, но вот некая обреченность на лице читалась. Мол, знаем, проходили, выписывайте.

После «официальной» части подошла к ней и спрашиваю:

– Почему торгуете здесь?

– Привыкли уже, народ нас знает, и район хороший – сюда многие идут за продуктами из соседних домов.

– Вам предлагали перейти на другие «официальные» рынки?

– Предлагали, переходили, ничего только не вышло хорошего. Мы пытались продавать товар по ценам, какие у нас здесь – не дали. Старожилы тех рынков цены выставляют свои и нам делать их ниже не разрешают. Ругаемся. Товар у нас несколько раз сбрасывали со столов, у машины колеса прокалывали. И вообще, думаете, по доброй воле здесь стою – нужда заставила. Я в Чердаклах живу, мне 49 лет, осталась без работы. Кому я сейчас нужна?

Тут к нам подходят другие продавщицы: «И мы пробовали на рынок к 27-му перебраться. Тоже ничего не получилось. Нам сказали – мест нет».

Я смотрю на представителя администрации. Он в ответ: «Есть там места, вот мы сейчас туда проедем, и вы увидите, что они есть». Одна из торговок меня чуть отводит в сторону и говорит: «А вы там у директора рынка спросите, места под какие продукты у них пустуют. Мы курами торгуем – для нас мест нет».

Наша группа загружается в газель, уезжаем.

Картина вторая. Рынок у 27-го

На рынке нас ждали. Потому что сразу к нам выходит сам директор. Рассказывает о том, что продукты нужно покупать все-таки на официальных рынках. Это безопаснее, у них есть ветслужба, которая товар проверяет. При этом показывает пустые прилавки, которые стоят на рынке. Спрашиваю: «Для торговли какими продуктами предназначены прилавки?» Ответ: «Для овощей и фруктов».

– А для кур, рыбы, кондитерских товаров, бакалеи?

– Эти места у нас заняты… Но вы можете пройти поговорить с продавцами в мясном отделе.

Проходим в мясной павильон. Рынок как рынок, те же мухи, залетевшие с улицы, – куда ж от них денешься?

– Посмотрите, какое мясо у нас хорошее, свежее, – говорит одна из продавщиц.

– А вы давно здесь торгуете? – спрашиваю у женщины.

– С самого начала, когда рынок открыли, более 20 лет. Только на этом рынке и торгую. Здесь есть ветслужба, так что товар у нас проверенный.

– А как вы относитесь к стихийным ранкам?

– Они мешают нам, покупателей переманивают, а за качество их мяса никто не ручается, проверок-то оно не проходит. А мы и налоги платим, и ветслужбе платим – деньги сумасшедшие… А они ничего не платят. Деньги себе в карман сразу кладут. И еще там слухи распускают, что у нас мясо заграничное. Ничего подобного, самое настоящее наше деревенское мясо.

Думаю, без комментариев понятно – две конкурирующие структуры.

Картина третья. Покупатели

В выходной специально вышла на стихийный рынок, расположенный у Киевского, 9. Задача была одна – выяснить, кто сюда приходит, и почему именно на этот рынок.

Алена, 33 года:

– Я живу на Киевском, 4. Мне очень удобно добежать до этого рынка и купить те же фрукты и овощи. А не ходить за тридевять земель, тратя время и силы. Тем более сумки тяжелые бывают, лишний раз с ними идти просто не хочется.

Екатерина Андреевна, пенсионерка:

– Я вот у этой женщины помидоры всегда беру (машет в сторону одной из продавщиц). Она мне их подешевле отдает, видит, что я не из богачек. Душевнее тут продавцы: и поговорят, и про здоровье спросят. Да и живу я по соседству, ноги не те, чтоб на тот рынок ходить.

Семейная пара Наталья и Евгений:

– Ничего плохого в этом рынке не видим. Живем на Филатова, 4. Приходим каждые выходные. За фруктами и овощами. Больше идти некуда. В «Пятерочке» товар залежалый и подгнивший. Есть павильоны недалеко от дома, где можно купить мясо и рыбу. А вот овощи негде купить. Товар здесь всегда свежий, цены ниже, чем на рынке у 27-го. Продавцы уже в лицо узнают, подсказывают, какой товар лучше.

Собственно вот они, причины, почему стихийные рынки пользуются популярностью у населения:

– цены здесь ниже;

– продавцы «душевнее»;

– товар свежее, чем в супермаркетах;

– возникает такой рынок там, где нет торговой точки с нужной продукцией.

Смущают только две вещи – скоропортящиеся продукты (мясо, рыба, колбасы) в такую жару все-таки портятся. И действительно эти продавцы не платят налоги. Но вот кто из покупателей об этих налогах задумывается, когда идет купить три яблока ребенку?

Словом, мы пришли к большой проблеме, которую решить пока никто не может. Рынки существуют, администрация с ними пытается бороться, а народ как ходил туда за покупками, так и ходит. Нам очень хотелось бы услышать ваше мнение о решении этой проблемы, дорогие читатели. Просим делиться своими мнениями. Если считаете, что ваше решение этого вопроса заслуживает особого внимания – напишите нам письмо. Обещаем передать их в администрацию Заволжского района.

Наталья Марцымова