Совет
В связи с нестабильной экономической ситуацией происходит изменение социальных условий жизни населения региона. Формируются отрицательные тенденции, связанные с ростом цен на основные продукты питания. Снижается покупательская способность. Формируется дисбаланс между денежными доходами и расходами жителей области. Несмотря на широкий ассортимент продуктов питания в магазинах, многие из них стали менее доступны рядовым покупателям. Обо всем об этом шла речь на одном из последних заседаний областного Совета по торговле. Главным из обсуждаемых стал вопрос экономически обоснованной политики доступных цен на потребительском рынке региона.
Что касается цен на молоко…
Острая дискуссия разгорелась между участниками заседания Совета по вопросу сохранения закупочных цен на молоко-сырьё в условиях сезона «большого молока».
Сошлёмся на мнение председателя аграрного комитета Госдумы России Валентина Денисова. Он поясняет, что в начале текущего года министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник заявила о желании государства заниматься молочными интервенциями. Но потом оказалось, что в существующем законодательстве не прописаны молочные перерабатывающие предприятия, а без них объявлять такую интервенцию нецелесообразно.
Что касается цен на молоко, а сейчас идёт период так называемого «большого молока», то, по заверению депутата, возглавляемый им Комитет внимательно отслеживает ценовые механизмы. После создания весной 2010 года Национального Союза производителей молока, с основными производителями и переработчиками этого продукта на федеральном уровне была зафиксирована в специальном соглашении минимальная закупочная цена на уровне 11 рублей за литр вне зависимости от времени года. Казалось бы, о чём беспокоиться? Но соглашение подписали далеко не все молокозаводы, а торговля в этом процессе и вовсе отказалась участвовать. К соглашению не подключились три основных, по сути монополиста, в переработке молока – компании «Данон», «Юни-Мэлк» и «Вимбильдан». Они не выдерживают ценовые соглашения, игнорируют их. Если так будет и дальше, придётся включать механизм молочных интервенций.
Позиция тех и других понятна и вполне объяснима. Для заводов важно приобретать молоко по заниженной цене: чем она ниже, тем выше прибыль. В ход шли белорусский молочный порошок и растительные жиры, закупаемые практически по демпинговым ценам. А сельхозпроизводители, тем временем, вынуждены были сдавать в переработку натуральное молоко по заниженной цене, порой до 6 рублей за литр. При этом оно в магазинах не дешевело, а дорожало. Так что сверхприбыли текли в карман переработчиков широкой рекой. Не в обиде были и продавцы: более половины стоимости пакета молока составляет торговая наценка, около 30% – доля переработчиков. Несложные расчёты показывают, что на корм бурёнке, дающей молоко, крестьянам ничего не остаётся.
Упомянутое соглашение сильно бьёт по аппетитам переработчиков. Если, к тому же, формулу стоимости молока сделать прозрачной и понятной всем, причём на каждом этапе производства продукции, то резких скачков цен можно избежать, и потребитель окажется в выигрыше. В противном случае благие намерения государства окажутся под ударом.
Надежды на успех пока мало. И вот почему. Есть сильные сомнения, что переработчики перестанут использовать в производстве молочный порошок и растительные жиры. Здесь есть одна тонкость. Только при закладке сырья можно с большой долей точности установить, из сырого или сухого молока делается готовый продукт. Но для этого нужны проверки, а проводятся они недостаточно часто. Жёсткий контроль над производством продукции и ужесточение наказаний за нарушение техрегламентов возможны исключительно со стороны государств. Соглашение законом не является. Оно лишь первый шаг в наведении порядка в молочной отрасли. Значит, основные битвы нас ждут впереди. Хотя на съезде первый вице-премьер правительства России Виктор Зубков предупредил монополистов, что если они и дальше будут применять недозволенные приёмы, то в противовес им станут создаваться кооперативные заводы по переработке молока. Если же и торговля станет артачиться, то государство поддержит кооперативные рынки. Такая мера, думается, была бы оправданной. В экономически развитых странах мира именно кооперативы производят большую часть сельхозпродукции. Аграриям очень тяжело в одиночку защищать свои права в противостоянии переработчикам и крупным торговым сетям. Разговор на равных возможен только при объединении усилий производителей. Виктор Зубков перечислил семь позиций государственной аграрной политики, которые направлены на развитие производства молока. Он поручил Минсельхозу и Минэкономразвития начать антидемпинговое расследование на рынке молока и молочной продукции с применением к нарушителям самых жёстких мер.
Но есть и другое мнение. Эксперты полагают, что в ближайшие годы потребительский спрос на молоко будет расти крайне слабо: очень уж незначительно растут реальные доходы населения. Есть рынок для российских молочников? Тогда почему из 33 миллионов тонн молока, производимого в стране, перерабатывается только 13? Ограничение импорта, возможно, открыло бы дополнительные рынки для сбыта продукции российских аграриев. Только где оно, это ограничение? Несмотря на принимаемые меры, производство молока растёт незначительно, а молочное стадо продолжает сокращаться. Если говорить конкретно об Ульяновской области, то она вот уже несколько лет никак не может подняться в производстве молока до отметки в 100%. И нет предпосылок к тому, что ситуация стабилизируется. Становится всё понятней, что отрасль не привлекательна для бизнеса: куда выгоднее не доить коров, а перерабатывать и продавать молоко. Есть опасность того, что молоко в рознице будет только дорожать, потому что его будет ещё меньше, чем сегодня. Потребители убеждаются в этом на своих тощих кошельках. Удивительно ли после этого, что у нас потребление молока составляет 240 килограммов в год на душу населения, тогда как в США и странах Евросоюза – 400…
Торговая наценка не более 10%
Ульяновская область активно ищет выход из ситуации. На заседании Совета переработчикам было предложено не снижать закупочные цены на молоко-сырьё. Использовать все ресурсы для снижения операционных издержек в производстве и переработке, что, несомненно, позволит снизить стоимость конечного продукта.
Смелым и несколько неожиданным в нынешней ситуации можно назвать предложение заместителя управляющего торговой сети «Гулливер» Елены Сорокиной. Она выступила на Совете с инициативой подписать Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между сельхозпроизводителями, торговыми компаниями и общественными объединениями региона. Проект документа предусматривает, в частности, применение торговых наценок на уровне не более 10% на социально-значимые продукты питания. Такой шаг, по её мнению, будет способствовать реализации политики доступных цен и снижению социальной напряжённости. Он, конечно, половинчатый. Потому что в основе его лежит методика расчёта, так называемого, индекса цен, «замечающая» как раз ту самую пару десятков продуктов питания, которые не делают в торговле большой погоды.
Тем не менее, производители, переработчики и торговые сети региона сделали, пусть и небольшой, но шаг к сближению своих позиций. Теперь очередь за другими.
Участники заседания приняли решение вынести вопрос о подписании Меморандума на обсуждение общественности.
Сергей Тихонов