Образование
В годы Великой Отечественной войны в СССР сиротами остались 620 тысяч детей. Сегодня только в России их насчитывается 628 тысяч, включая так называемых «социальных сирот».
Ситуация обостряется тем обстоятельством, что во многих казённых учреждениях забота о сиротах прописана только на бумаге…
Вопиющие нарушения были вскрыты органами прокуратуры региона в деятельности должностных лиц Новоульяновского профучилища №8. Именно там обучаются более сотни детей, оставшихся без попечения родителей. Как говорит старший помощник прокурора области Василий Зима, проживание в училище напоминало казацкую вольницу. Подростки систематически пьянствовали. Только за последний год ими совершено 38 «самоволок». На тех, кто стоял на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, а также внутри училищном учёте, откровенно махнули рукой. Училищное начальство не считало для себя зазорным незаконно удерживать свидетельства о рождении и паспорта выпускников. О защите имущественных и жилищных прав сирот, получении ими алиментов вспоминали не всегда.
В общежитии Димитровградского профучилища №3 воспитатель, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности, устроил «дом приезжих». С его разрешения здесь часто ночевали посторонние лица, которые всячески унижали и оскорбляли обучающихся в учреждении детей-сирот. При этом администрация училища, органы опеки, комиссия по делам несовершеннолетних такое безобразие своевременно не выявили и права подростков не защитили.
Прокуратурой установлено, что департаментом социальной защиты населения области приказ об увеличении ежемесячной выплаты на возмещение расходов, связанных с полным гособеспечением сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был издан лишь 21 апреля текущего года, то есть спустя два месяца после утверждения постановлением правительства региона. В результате чиновничьей волокиты дети из Димитровградского специального коррекционного училища стали получать деньги в повышенном размере с большим опозданием. А перерасчёт по задолженности им и вовсе был произведён 19 мая. В этой связи областная прокуратура внесла министру труда и социального развития области представление.
Крайне слабо защищаются жилищные и имущественные права сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Александра Павлова наибольшее количество коррупциогенных факторов приходится на министерство образования, конкретно, такую его составляющую, как предоставление жилья детям-сиротам. Ситуация, однако, в лучшую сторону не меняется.
Барышским отделом опеки и попечительства, например, больше года рассматривался запрос из управления образования города Северодвинска о сохранности жилого помещения, закреплённого за девочкой-малолеткой.
Не обеспечивается контроль над исполнением судебными приставами решений о взыскании алиментов.
В ряде районов должностные лица органов опеки не включали в личные дела детей описи имущества, не проверяли наличие у попечителей документов о проводимых на воспитанников расходах.
Бездействие чиновников Старомайнского, Вешкаймского, Сенгилеевского, Новоспасского, Цильнинского, Ульяновского районов приводило к тому, что дети-сироты не состояли на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а сохранность закреплённого за ними жилья не проверялась.
И ещё один пример вопиющего чиновничьего равнодушия и формализма. Отец двух сестёр-малолеток в Железнодорожном районе Ульяновска практически не выходил из мест лишения свободы. Всё это время его дочерей, направляя на воспитание в специальные учреждения, почему-то разлучали. За год до смерти отца они проживали на съёмных квартирах, а после его смерти – где придётся. Всё это время чиновники никаких мер к выявлению девочек не принимали, словно малолеток и вовсе не было, и они до своего совершеннолетия так и прожили в отсутствие законного представителя. Прокуратура области потребовала от министра образования принять меры для исправления ситуации.
«Слабым звеном», судя по выше названным примерам, остаются районы области. Здесь контроль и профилактика пока остаются на низком уровне. Именно сюда, видимо, должны быть направлены основные усилия всех причастных к решению проблемы ведомств. И чем скорее это будет сделано, тем лучше. Положение «ехать не спеша» больше терпимым быть не может.
Александр Савельев