Классик военной публицистики времен Великой Отечественной Илья Эренбург написал в своих дневниках: «После поэта остаются книги, после художника – полотна, после государственного деятеля – страницы истории. А после человека? Разве что память, немного света и тепла».
Александр Сидорович Королев, фронтовик, историк, архивист, давний друг нашей редакции, который на этой неделе отметил свое 86-летие, благодаря любви к жизни, не-угасающему оптимизму и вере в добро сконцентрировал в себе и реализовал все ипостаси, розданные классиком разным категориям людей, не утратив при этом ни света, ни тепла душевного.
Новоселье и день рождения
Мы приехали к нему в новую квартиру, которую он получил в рамках государственной программы по обеспечению жильем инвалидов и участников войны к 65-летию Великой Победы. В день нашего визита в доме Марии Николаевны и Александра Сидоровича был «день открытых дверей». К имениннику приехали знакомые, родные и соседи из тесного общежития, где он прожил много лет.
В свой прошлый визит, чтоб войти в его коммунальную каморку, мне пришлось слегка стукнуться об холодильник, задеть и поддержать, чтоб не уронить, детскую коляску, короче – протиснуться в гости. Сегодня в его новом доме просторно и светло. Перевезти вещи, установить сантехнику Александру Сидоровичу помогли добрые люди.
Думаете, почил ветеран на лаврах, залег в новой квартире и предался радостям жизни? Ошибаетесь! Но об этом – позже.
Первая судьба – фронт
Он прошел солдатскими дорогами от начала войны и до Победы. Самое любимое воспоминание ветерана – битва на Курской Дуге.
Один эпизод рассказал Александр Сидорович, самый памятный:
– Перед началом сражения легендарный маршал Рокоссовский придумал такой ход: установили «Катюшу» и дали залп по подготовившимся к атаке немецким танковым войскам. Те, конечно, засекли откуда, но не знали, что установка по плану быстро отошла в сторону на 15 км, где моя машина, груженная снарядами, уже ждала нашу «Катеньку». Зарядились, дали залп и ушли на прежнее место, уже обстрелянное фашистами, а те начали лупить по новому, но опять пустому месту.
Помнит старый солдат и другое: шли наши войска по Белоруссии, и увидел он, фронтовой шофер, на обочине плакавшего, ободранного мальчонку Ванечку, притормозил, посадил в кабину, привез в часть. Накормили, обули, одели, назвали сыном полка. Было тогда такое. Потом фронтовые дороги развели мальчишку и солдата.
– Я молодой был, заводной, – вспоминает Александр Сидорович, – как-то приехали мы за снарядами, да ждать пришлось. Один из наших в деревню сбегал, бутылкой самогонки разжился. Война -войной, а мы молодые были. А потом я и придумал: а давайте-ка, ребята, в эту бутылку положим записки с нашими именами и адресами, закопаем, метку поставим, глядишь, и встретимся. В начале семидесятых, когда в Белоруссии начали работать поисковые бригады, откопали поисковики наше послание и 12 человек из 14 нашли и пригласили в гости на День Победы. Там я Ванечку и встретил. Узнали друг друга!
Давным-давно была война…
Что мы помним и знаем о ней? Дети послевоенного времени – кое-что, а последующие поколения -только по кино, книгам, которые нынче не очень любят читать, и со слов тех, кто пытается перекроить события того героического времени на свой лад. Поэтому так ценна память тех, кто был на той войне, кто помнит, кто знает правду.
Александр Королев жизнь свою посвятил сохранению правдивой памяти о тех годах. Как в старой каморке, так и в новой квартире ветерана висит на стене им сделанная карта боевого пути родной 18-й Барановической краснознаменной ордена Кутузова II степени автомобильной бригады. Хранятся письма от однополчан, от Президента Республики Беларусь, поздравившего солдата, освобождавшего его Родину от фашистов, с Днем Победы и с прошлогодним 85-летним юбилеем, вырезки из газет от военных времен до нынешних с публикациями о делах и судьбах фронтового поколения. Богатейший, по крупицам собранный архив, какого нет ни в одном музее. Квартира Александра Сидоровича -хранилище уникальных документов …не нужных никому. В одном из наших музеев в эти выходные открывается выставка «Белоруссия в годы Великой Отечественной войны». Мы позвонили организаторам, чтоб сказать, что у нас в Ульяновске есть человек, который хранит документы о наших ульяновцах, воевавших на многострадальной белорусской земле.
– Что ж, – ответили мне хранители истории за зарплату, – если хочет, пусть приходит…
Жить надо с радостью
Вот так и живет фронтовик, ветеран, поразительно молодой человек с потрясающим чувством юмора и озорной лукавинкой в глазах. Квартиру показал, поблагодарил всех, кто помог, и пригласил на лоджию.
– Вот, смотри, видишь – пустырь? – сказал он. – А будет здесь роща. Я уже заказал саженцы березы, рябины, каштана, черемухи. Всю эту территорию засажу. И обязательно посажу крапиву и лопухи. Знаешь, зачем? А придут ребятишки, я им и расскажу, что крапива хоть и жалит, да лечит, а заболит головушка – приложи лопушок – и все пройдет.
И ведь сделает. Долгих лет Вам, молодой ветеран!
Галина Антончик