Ульяновская молодежь совершенно того не подозревая стоит на пороге эпохального события. В августе будет принята целевая областная программа «Молодёжь» на 3 года вперед. То есть будут определены основные направления, приоритеты и объемы финансирования, соответственно, на 3 предстоящих года. В основном стараниями Ростислава Эдварса на экспертном уровне дискуссия по программе прошла. Были круглые столы и выступления в блогах. К сожалению превалировала критика, зачастую сугубо на уровне персоналий. Хочется конструктива.

Что имеем?

Критиковать есть за что. Существующая система «молодежной политики» отличается отсутствием хоть какой то системности и последовательности. И это вина не только Ольги Куракиной. Проблема существует и на уровне федеральном. Что делать с молодежью, куда, в каком направлении и как её вести никто не понимает. Конкретные цели отсутствуют. Я уже говорил о том, что проблема очень глубока. Когда появлялись конкретные политические задачи – появлялась и логика. Я о движении НАШИ например, которое при всех недостатках отличалось и цельностью и попыткой придать молодежной политике какую то идеологию и смысл. По решении своих политических задач, к сожалению, проект сошёл на нет.

В итоге и на федеральном и на региональном уровне мы имеем сегодня массу дискретных и никак не связанных в единое целое проектов, линий, зачастую частных интересов, которые через различные и тоже крайне непродуманные схемы распределения ресурсов и составляют хаотичное облако тэгов «молодёжной политики». Для того чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на призёров последнего регионального грантового конкурса. Три победителя – концерт афганцев, роботехника и школьная цивилизация . Капустник достойный КВН. Спорная схема распределения. Экспертный совет из руководителей общественных организаций распределяет средства среди общественных организаций. Зачастую тех же самых. На уровне города пошли еще дальше – там распределили деньги среди организаций, руководителями которых являются работники самого Комитета. Надеюсь, что на муниципалитете что то изменится с приходом Луконина. В итоге имеем излишне закрытую и замкнутую саму на себя «молодежную политику» состоящую из абстрактных «целевых программ» и узкого круга близких общественных организаций.

Хочется конструктива.

Какие проблемы видятся стратегическими и ключевыми.

У программы много направлений выраженных пока скорее в форме намерений. Круг компетенций широк, но есть один ключевой основополагающий пункт. Любая молодежная программа должна быть самой публичной программой. Сегодня степень открытости и публичности обсуждения программ и принятия решений не просто недостаточна. Обсуждение отсутствует как класс. Кроме тех, что проводятся стараниями энтузиастов. Нисколько не сомневаюсь, что если сегодня мы выйдем на улицу и опросим молодежь на предмет того знают ли они о «молодежной политике» подавляющая часть ответит отрицательно. Мы имеем гигантский разрыв между «молодёжной политикой» и реальной молодёжью. Этот разрыв можно преодолеть только через повышение в разы уровня публичных обсуждений молодежных программ. Пока с чудовищным скрипом обсуждения проходят только на экспертном уровне. К реальной же молодёжи никто даже не пытался обращаться. Преодолеть этот разрыв – ключевая задача, на которую замкнуты многие другие вопросы. Решить эту проблему можно только через налаживание прямых каналов коммуникации, которые сегодня отсутствую полностью. Эти прямые каналы могут быть реализованы только в сети интернет. Молодежь охвачена сетью практически стопроцентно. Признать за прямой канал сайт Департамента не получится при всем старании. Его статистика почему то закрыта, но я и без этого уверенно скажу, что его посещаемость не превышает сотни случайных человек в день. Не говоря о том, что под широкого пользователя сайт просто не заточен. Просто сайт просто одного из многих подразделений областного правительства. Необходимо другое. Нужна площадка которая действительно очертит круг молодежных проблем (работа, отдых, учеба, соц сети и прочее), соберет на себе всё имеющееся, скоординирует усилия энтузиастов и разложит все по полочкам и направлениям. И станет ресурсом, пользоваться которым будут широкие слои ульяновской молодежи. Есть вопросы молодежной культуры? Этим занимаются такие то организации, получившие такие то деньги, пройдут такие то мероприятия. Есть предложения? Милости просим – открыто для всех изложите их здесь. И если они достойны – это увидят все и денег в следующий раз дадут победившим в открытой публичной борьбе. Есть проблема утечки молодых мозгов? Обсуждаем ее на отдельной экспертной площадке с выходом в оффлайн и итоговыми предложениями. И так далее. А пока говорить что других предложений не поступало по меньшей мере нечестно. Их просто никто у молодёжи не спрашивал. И правильно Красаускас поставил открытость первым пунктом. И усилия Эдварса я, например, здесь полностью поддерживаю. Это – ключевое. Надо открыться, чтобы впустить в молодежную политику силы самой молодежи. Другого пути просто нет. В конце концов работа с молодежью это не творение гениального чиновника. Это реальные нужды, которые измеряются, по которым проходят конкурсы и обсуждения, которые имеют конкретное направление и цель. Просто нужно хорошо это сделать. В закрытом режиме – не получится ни при каких условиях.

PS Наш проект выиграл 100 тыс рублей. На проект полноценного молодёжного ресурса примерно в том виде который я выше обрисовал. Запрашивали 300. Порядка 140 тыс было заложено на техническую сторону (функционал полноценного портала). Порядка 120 на контент в течение полугода. Остальное на раскрутку в социальных сетях и немного оффлайн. 100 нам просто не хватит. Если есть у кого идеи где добрать денег или как минимизировать расходы (например, по программингу или сотрудничеству в плане контента) будем очень благодарны. Дело вполне общее.

PPS Если совсем по хорошему, принятие программы нужно откладывать до проведения полноценного обсуждения среди широких кругов самой молодежи. И делать это не ранее осени. Весь этот режим «по быстрому, пока жара» привет к тому, что хотели как бы как лучше, а получилось сами знаете как.