Как чувствует себя учитель в Год учителя
Мария Агранович, Виктория Чернышева
Каникулы. Жара. И мало кто помнит, что на дворе – середина Года учителя! Того самого, о котором было торжественно объявлено в январе на педагогическом форуме в Санкт-Петербурге.
Казалось, в Год учителя должно произойти что-то такое, что наконец-то вырвет наших педагогов из серых буден и низких зарплат. Что наконец-то вернет им утерянный высокий общественный статус. Что наконец-то случится что-то значимое и полезное для всего учительского сообщества. А что на деле?
Общество шокирует ситуация с избиением пожилой преподавательницы в Иркутской области. В Ульяновске педагоги объявили голодовку, чтобы отстоять школу, которую чиновники решили закрыть. В еще одной области сельские педагоги вынуждены брать опекунство над сиротами, дабы сохранить родную “малокомплектку”. Да что регионы – даже столицу не миновала пресловутая “оптимизация школ” (читайте материал “Таланты побоку” в “РГ” за 20 июля с.г.).
Может, учителя стали получать больше? Где-то – действительно, да, а где-то – как считали копейки, так и считают. Так в чем же проявляется Год учителя? “РГ” спросила об этом у самих учителей.
Надежда Селиверстова, завуч школы N 7, Ульяновск:
– Чувства подавленные. Сейчас наша главная цель, с которой мы связываем все надежды на будущее, – отстоять школу, которой в следующем году исполнится 100 лет. Я 18 лет проработала в школе, но никогда не ощущала такой горечи. Понятно, что в стране кризис, что возникла необходимость в экономии. Но не нужно делать это за счет детей. Если и нужно оптимизировать, то не школы, а чиновничий аппарат, который сегодня в системе образования раздут.
К сожалению, именно в Год учителя нас ждало много разочарований. Городское управление образования, которое, казалось бы, должно помогать нам, встало по другую сторону баррикад. Подтасовка фактов, введение в заблуждение родителей, педагогов, общественности вызвало у нас недоумение. Неприятно удивили некоторые коллеги, которые предпочли остаться в стороне от всех событий, произошедших в Ульяновске. Для себя я поняла: педагог должен быть человеком с оголенной совестью и нервами, реагировать на все острые вопросы. Так что Год учителя преподнес нам хороший урок: расставил приоритеты.
Андрей Лукутин, учитель истории, методист, Москва:
– Год учителя начался петербургским форумом и, по моему мнению, закончился (по крайней мере, пока) сериалом “Школа”. Более пока никаких “потрясений”. Что изменилось? А разве кто-то говорил об изменениях? Одна из основных идей объявления того или иного года в нашей стране (семьи, молодежи, спорта и т.п.) – привлечение внимания общественности к тем или иным проблемам.
В столице и вне Года учителя московские власти много сделали в области образования: и по зарплате, и по оснащению школ, и по подготовке педагогов. Но за эти полгода мне довелось прокатиться по нескольким городам – от Ярославля до Хабаровска. И везде я задавал этот вопрос: что вам, учителям средних школ, приносит Год учителя? Ответы были практически идентичны: “отчетов стало больше”, “да мы и не заметили”, “главное, чтобы хуже не стало”, и т.п.
А тем временем поступательно продолжается реформа, красиво названная “модернизацией образования”. Вводят новую форму аттестации для учителей. Говорят, что “мотивировать” педагога будут. Повысили в два раза награду лучшим учителям в рамках нацпроекта. Правда, в десять раз сократили количество победителей. Но если Год учителя сведется к внедрению нового государственного образовательного стандарта и переходу на электронные дневники, то сложно будет что-то сказать.
Анна Ликсанова, директор школы, деревня Войлово, Калужская область:
– В нашем селе учителя уважают, с ним считаются, помогают. А где-то – даже завидуют. Ведь учитель получает больше, чем любой специалист сельскохозяйственного предприятия. И платят день в день. Год учителя в нашей маленькой школе (всего 37 школьников и 13 педагогов) начался с праздника: каждому учителю вручили ежедневники, которые сделали сами ребята, – сто страниц с необходимой информацией. Изменилось ли что еще? Наверное, нет. Повышения заработной платы не произошло. А вот разных конкурсов, свалившихся на коллектив, стало куда как больше. Многие проекты были очень успешными. Что радует: ученики стали относиться к учебе как-то более ответственно, добросовестно. Кроме того, у нас стало больше социальных партнеров. И сегодня, когда каждый из них испытывает финансовые затруднения, они не отказывают в помощи и поддержке.
Сергей Букинич, учитель истории гимназии N 116, Санкт-Петербург:
– Скорее всего, никакого прорыва ждать не стоит, да и надо ли?! Школа не терпит суеты. Всем известны результаты “кампанейщины” советской эпохи, а хотелось бы, чтобы проблемы школы стояли в центре внимания и в последующие годы. Широкой общественности этот год, скорее всего, запомнится появлением сериала “Школа” или всплесками интереса к учителям и учащимся в связи со скандалами во время проведения ЕГЭ.
Для родной гимназии год удался. Выпускники сдали ЕГЭ по всем предметам на уровне выше, чем в среднем по России. Учителя тоже не отстают: двое стали победителями районного конкурса педагогических достижений, а директор Татьяна Тесля вошла в десятку лучших руководителей образовательных учреждений города. Хотя мне порой кажется, что идеология успешности настолько пронизала нашу жизнь, что мы только и торопимся, чтобы что-то успеть и кого-то отодвинуть.