В середине июля в кафе «111» прошел концерт группы «Рада & Терновник», играющей в стиле фолк-рок. Солистка Рада ответила на некоторые вопросы нашего корреспондента, касающиеся Ульяновска, особенностей выбранного ею музыкального направления и о нравах современников в целом.

Любовь нельзя навязать

– Понравился ли Вам наш город?

– Да, очень понравилась набережная. Гуляли там, где старые фуникулеры, которые сейчас не работают. Вид фантастический. Очень красивая площадка с Вечным огнем. Ульяновск – один из немногих городов, в котором трепетное отношение к собственной истории. На домах написано, как раньше назывались улицы, в каком году они построены, кому принадлежали. Это правильное отношение, потому что каждый, приезжающий в город, видит его историю. Я, например, не знала, что в Ульяновске родился Гончаров. Для меня все-таки, как и для большинства людей моего поколения, этот город связан с именем Ленина.

– К сожалению, фолк в России очень долго ассоциировался с девушками в сарафанах, выступающих на официальных праздниках. Как сейчас меняется отношение к этому музыкальному направлению?

– Отношение меняется в лучшую сторону. Ничто нельзя навязать сверху, например, любовь к фольклору, интерес к истории народа, понимаете? Когда это на уровне табличек на домах – понятно, что это делают не жители, а мэрия. Но это не навязывание. Людям просто показывают историю того города, в котором они живут. Когда все праздники начинают ассоциироваться с бабушками в сарафанах и совершенно придуманными танцами и песнями – это идеология. Все то, что исполнялось на официальных праздниках – не народные, а авторские, придуманные произведения. Это стилизация под народное. В этом ничего плохого нет. Но с другой стороны – в любой стране мира, во Франции, например, есть группы, которые занимаются стилизацей, а есть группы, которые занимаются аутентикой, то есть восстанавливают по каким-то источникам традицию. И меня поразило, когда в Испании, в Барселоне в летний день на огромной площади люди танцевали древний каталонский танец. Причем люди разного возраста, без костюмов, в брюках, джинсах. Должна быть любовь к своим традициям именно на таком уровне.

Рецепт счастья

– Здесь в кафе подают очень вкусный ирландский пивной коктейль. А в больших городах вообще много пабов, стилизованных под ирландские и шотландские. И почему-то получается так, что даже музыкальных групп, обращающихся к кельтской тематике, намного больше, чем тех, кто черпает вдохновение в славянском фольклоре.

– Во всем мире так! Это в чистом виде маркетинговая политика. Все развивалось на моих глазах. Появилось пиво «Гиннес», пабы и ирландская музыка. А так как в России раньше не было пива «Гиннес» и ирландских пабов, то это все одним пучком и пошло. Да, конечно, можно продавать и играть русские народные песни. Но это ахинея. Все-таки, на мой взгляд, более удачно, когда люди слушают группу «Калинов мост», русский альбом Бориса Гребенщикова. Человек должен сам увлечься, узнать, что есть фолк-рок. И уже после этого интересоваться аутентичным фольклором. Это интересно, однако довольно сложно. Но через современную музыку вполне можно придти к корням.

– Но не потеряется ли при этом глубина, духовность народной музыки?

– Мы живем в XXI веке, и для нас нормально обрамлять музыку рок-инструментами. Они уже практически стали народными! Традиция должна быть живой. Это не мумия египетского фараона, на которую все смотрят и изучают! Люди, которые пишут песни на основе мелодики и образов русского фольклора, эту традицию продолжают. Потому что если мы все будем петь то, что написано до нас, то не будем развиваться.

– Как Вы думаете, какой ваш типичный слушатель?

– У нас нет типичного слушателя. Я бы сказала, нас любят слушать люди, для которых музыка – это некоторый способ развития. Люди, которым интересно думать, интересно чувствовать. А социальный статус и возраст – самые разные.

– Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы мир стал добрее?

– У меня на самом деле это больная тема. Мне кажется, люди должны более бережно относиться и к себе, и к окружающему миру. Это очень наглядно в Европе. И когда я вижу, что в России люди уже начинают убирать мусор, меня это радует. Для нас характерно наплевательское отношение к природе и такое же наплевательское отношение к людям. Это делается не со зла, а от невнимательности. Человек идет по улице и не видит, кто идет сзади, может дверью ударить. В Европе люди более внимательные. Но одновременно с этим они как раз абсолютно безразличные. Все жалуются, что там не хватает душевного тепла. А во внимательности им не откажешь.

– Существует ли универсальный рецепт счастья?

– В принципе существует. Он очень простой: нужно делать только то, что ты искренне желаешь, а не то, что от тебя требуют окружающие. Упор на слово «искренне». На самом деле в мире очень мало клинических маньяков, которые искренне хотят кого-нибудь ударить и т.д. Все-таки большинство людей звереет, когда они всю жизнь занимаются не своим делом. Живут с нелюбимым человеком, ходят на нелюбимую работу. Начинают срываться, становятся агрессивными. Среди тех, кто живет так, как им хочется, все-таки большинство людей спокойных и счастливых.

Главное – тронуть душу слушателя

Не скажу, что на концерте у Рады было много народа, но сюда собрались по истине ценители фолк-рока. «Было здорово. Наверное, дело даже не в звуке, а в самой атмосфере», – поделился впечатлениями Андрей, один из слушателей. Саму певицу очень порадовало, что своей музыкой она смогла «зацепить» даже тех, кто пришел в кафе и не знал о концерте. «Ребята сидели играли в шахматы, через какое-то время они застыли и стали слушать. Даже ко мне подошли потом, сказали, что не смогли закончить партию. Это для меня самое дорогое», – сказала после концерта Рада. Вот так через ненавязчивое приобщение к современной музыке происходит привитие любви к истокам наших славянских традиций. Это ли не приобщение к культуре и духовности в целом?

Алина Аляутдинова