Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 29 закрепила как общественное достояние право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом».
С 1 июля 2010 вступил в силу Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
К основным принципам обеспечения информации о деятельности судов закон относит: открытость и доступность информации; достоверность и своевременность ее предоставления; свободу поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса; невмешательство в осуществление правосудия.
Если отвлечься от правовой терминологии и попытаться понять, как это выглядит на практике, то мы увидим, что во всех федеральных судах организованы приемные, в которые любой гражданин в течение всего рабочего дня может обратиться по любому интересующему его вопросу, связанному с деятельностью суда, будь то подача иска, получение судебных документов, получение информации о рассматриваемых судом делах, информации о правилах подачи обращений, законодательстве, регулирующем судопроизводство, и многих других вопросов, непосредственно относящихся к судебной деятельности. Помещения судов оборудованы наглядной информацией, соответствующими электронными терминалами. На сайтах федеральных судов в сети Интернет, доступных любому пользователю на бесплатной основе, содержится полная информация о деятельности судов.
О том, как правильно понимать новый законодательный акт и как им пользоваться, мы попросили прокомментировать Лолиту Леопольдовну Шлотгауэр, судью Ульяновского областного суда.
– Лолита Леопольдовна, в статье 8 «Права пользователя информацией» означено, что «пользователь информацией может не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов». Как перевести это на обычный разговорный язык? Если в том плане, что любой гражданин может затребовать интересующую
его информацию, но как он ее потом использует? Такая открытость не станет ли угрозой безопасности судей?
– Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно еще раз заглянуть в закон и уяснить, что же относится к «информации о деятельности суда». Наиболее подробно это изложено в статье 14 закона, регламентирующей, какая информация о деятельности суда размещается в сети Интернет. Такой информацией является общая информация о суде, о его местонахождении, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов; организационная структура суда, структурные подразделения аппарата суда; полномочия суда, перечень законов и других нормативных актов, регламентирующих его деятельность; фамилии, имена и отчества руководителей суда; информация, связанная с рассмотрением дел в суде: образцы заявлений и иных судебных документов, сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины; сведения о находящихся в суде делах, даты и времени их рассмотрения, результатах рассмотрения; тексты судебных актов, порядок их обжалования и другая информация, касающаяся работы судов.
Получение такой информации не может причинить никакого вреда и никак не скажется на безопасности судей.
Принципиально новым является размещение информации о деятельности судов. Но и эта работа уже давно ведется в судах, к примеру, сайт Ульяновского областного суда существует уже более трех лет, официальные сайты имеются у всех районных судов области.
– В недалеком прошлом непреложным законом для журналистов была недопустимость публикации по находящимся в процессе делам до вынесения решения суда, поскольку СМИ могли оказать влияние на ход и объективность следствия и на общественное мнение, в том числе. Принятие нового закона снимает эти ограничения?
– Законодательного запрета на публикации по находящимся на рассмотрении в судах делам нет. Не было такого запрета и ранее. В то же время Закон РФ «О средствах массовой информации» устанавливает недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, что подразумевает, прежде всего, недопустимость таких публикаций, которые могут расцениваться как вмешательство в осуществление правосудия, могут создать препятствия для осуществления справедливого судебного разбирательства, могут повлечь нарушение принципа равенства сторон, состязательности сторон, презумпции невиновности, разумных сроков рассмотрения дела.
Федеральный закон №262-ФЗ в статье 20 устанавливает ограничения, которые исключают возможность предоставления информации в случае, если это может расцениваться как вмешательство в осуществление правосудия, либо если предоставление такой информации не позволит обеспечить безопасность участников судебного разбирательства.
– В связи с этим хотелось бы понять: отдельно выделен раздел о взаимодействии Судебного департамента со СМИ. Предусмотрен свободный доступ представителей редакций СМИ в помещении судов. Но на моей практике были случаи, когда участники процесса категорически требовали убрать телекамеры и выключить диктофоны. Не может быть так, что даже при наличии аккредитации будут выполняться их требования?
– Частью 7 статьи 10 ГПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда.
Вместе с тем, статья 158 ГПК РФ, регламентирующая порядок в судебном заседании, предусматривает, что фотосъемка и видеозапись осуществляется с учетом мнения лиц, участвующих в деле. Поэтому при отсутствии согласия лиц, участвующих в деле, фото- и видеосъемка может быть запрещена. Расценивать это как нарушение принципов открытости и гласности правосудия не стоит, поскольку существуют другие законы, которые также нельзя нарушать.
– Бесспорно, не всегда рассматриваемые в процессах дела могут стать достоянием общественности по причине деликатности ситуации. По какой схеме здесь будут строиться отношения со СМИ?
– На мой взгляд, со вступлением в силу Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» во взаимоотношения судов со СМИ мало что изменится. На сегодняшний день доступ представителей СМИ в открытые судебные заседания не ограничен, но процессуальный закон устанавливает перечень дел, рассмотрение которых осуществляется в закрытых судебных заседаниях, а также допускает назначение закрытых судебных заседаний по ходатайствам лиц, участвующих в деле и ссылающихся на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданин.
– Лолита Леопольдовна, создание в Интернете отдельного сайта, информирующего о работе судов, – это большие затраты и практически полная публичная открытость. Каковы, на Ваш взгляд, «плюсы» и «минусы» этого момента технического прогресса?
– Мы начали наш разговор с того, что право граждан на получение информации предусмотрено Конституцией РФ и что деятельность демократического государства невозможна без открытости органов государственной и судебной власти.
Публичность и открытость деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, органов судебной власти Федеральным законом «О противодействии коррупции» названа в числе основных принципов борьбы с коррупцией. Введение в действие Федерального закона №262-ФЗ нацелено на усиление контроля общества над системой судебной власти, повышение доступности и понятности судебной системы для граждан, формирование адекватного общественного мнения о деятельности судебной власти. Закон окажет позитивное влияние на деятельность самих судей, повысит их ответственность за качество своей работы. Все это можно оценить со знаком «плюс».
Граждане, называемые в законе «пользователями информации», получат доступ к большинству судебных актов, которые выносятся судами по уголовным, гражданским и административных делам, и тем самым суды в полной мере обеспечат выполнение статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая предусматривает публичное объявление судебного решения, т.е. доступ к нему неограниченного числа лиц, а не только лиц, участвующих в деле.
Беседовала Галина Антончик