Несколько лет назад, будучи наездами в селе Астрадамовка Сурского района, я познакомился с удивительным человеком – бабой Полей. Живет она одна, изба похожа на сарайчик, некоторых из своих детей старушка не видела уже лет десять.

За разговорами о том, о сем мы провели несколько вечеров, при этом моя новая знакомая учила меня гадать на картах («ворожить»), заговаривать болезни, просто рассказывала о своей нелегкой судьбе.

– Я прошла, сынок, огни и воду, все прошла – и трактористкой была, и комбайнером, и диспетчером. И в тюрьме сидела, – рассказывает бабушка.

Сама она ростом небольшая («всю жизнь ростом не вышла»), а мужика в работе обставит. В тюрьму на пять лет попала в сталинское послевоенное время за то, что без спросу цехового начальства ушла в поле убирать урожай.

Однажды с помощью друзей я вызвался помочь ей с дровами. Когда мы занимались этой работой, начал накрапывать мелкий дождь, который мог испортить все дело. Баба Поля встала во дворе, оперлась на клюку и стала молиться святой Анне Златоуст о том, чтобы тучи разошлись. Через десять минут, как в сказке, засияло солнце, и показалась радуга.

Я тогда ее спросил, что это за святая – Анна Златоуст, никогда о ней не слышал.

Баба Поля ответила так:

– Анна Златоуст помогает хорошо. Она была святая: не воровала, замуж не выходила второй раз, все так одна и одна, работница была страшна… Я ей помолюсь – и людям все помощь. Вот в Аркаеве (соседнее село) женщина болела, а я все: «Анна Златоуст, ты не бросай, помогай мне и больным помогай!». И все – вылечилась. Она потом приходила, денег мне приносила: «На-ка!». Я говорю: «Да не надо мне ничаво!» – «Нет-нет, надо». Вот я и живу этим, сынок, помогаю людям, больным которым…

Таинственная Анна, думается, возникла из перечня святых, воспринятого, что называется, «на слух». Так Иоанн – известный богослов из Константинополя – незаметно преобразился в святую Анну Златоуст. На мой взгляд, это не столько забавно, сколько трогательно: уникальная, «личная святая» бабы Поли действительно ей помогает, мы сами были свидетелями этого. Здесь, видимо, главное – по-настоящему любить и верить…

Евгений Нувитов