Бурлят разломы жизни грозовые.

За век два царства пущены на слом.

И мечется во тьме душа России,

Как погорелец, потерявший дом!

Большинство граждан нашей страны и непредвзято относящиеся к нам иностранцы считают Россию самодостаточной державой, которая располагает такими колоссальными природными и духовными ресурсами, что они вполне могут обеспечить поступательное развитие государства в обозримом будущем. Вместе с тем, почти единогласно признаётся, что сегодняшняя Россия находится в расслабленном, расцентрованном состоянии, обусловленным распадом Советского Союза, который под смех и рыдание сограждан раскололся на части, а из взбаламученного болота застоя всплыли обломки прежней государственности, из коих самым большим оказалась обкромсанная со всех сторон Россия.

Бывшим партвождям национальных республик достались баснословные богатства; и задача лигитимизировать свои карманные государства была ими решена через признание мировым сообществом и провозглашение национальных идей, состоящих (за исключением Белоруссии) из антисоветизма, русофобии, а кое-где и героизации фашистских прихвостней.

В России власть предержащие поисками национальной идеи озаботились гораздо позднее, когда закончились «либеральные безумства» приватизации госсобственности, а её новым владельцам законодательно была гарантирована неприкосновенность. Теперь надо было разумно объяснить гражданам, чем стала Россия, избравшая «демократический консерватизм» как магистральный путь развития. И российские СМИ ещё полтора года назад наперебой вещали то об одном, то о другом открытии национальной идеи, но явился кризис, и смёл из общественной жизни всё, что не соответствует рыночной необходимости.

Не будем этим огорчаться: болтовня о национальной идее неизбежно вспыхнет в самое ближайшее время, но мы говорим о ней уже сегодня потому, что национальная идея для России – это не пропагандистский слоган, а коренной смысл жизни для всех, кто воспринимает свою страну как Родину – Мать. Но прежде, чем подойти к существу дела, следует беспристрастно оценить духовное состояние всех россиян и особенно русских, потому что на них в первую очередь был обрушен проект расчеловечивания державообразующего народа. Сейчас не место выяснять, кто за этим стоит, важны результаты этой акции и оценка духовного потенциала России. И, стиснув зубы, следует признать, что распад Советского Союза нанёс неизлечимые душевные повреждения многим десяткам миллионов людей. К ним относятся как те, кто по факту стали клятвопреступниками, а зачастую предателями: члены КПСС, комсомола, военнообязанные, принявшие воинскую присягу, милиционеры, чекисты; так и те миллионы наших сограждан, кто встал на путь стяжательства, воровства, вандализма, оплёвывания отеческих святынь и морали. Это привело к тому, что в 1991 году в стране разразилась психическая эпидемия со стопроцентным поражением всего народа, которая только сейчас пошла на спад. Именно в это время и начала рушиться русская национальная идея, о существовании которой никогда не говорили, но жили её смыслом, за исключением самых отъявленных атеистов, все народы СССР.

Можно только гадать, осознавал ли Равноапостольный князь Владимир, погружая в днепровские воды для святого крещения древних русичей, всё величие совершаемого им действа, но мы сегодня обязаны торжественно провозгласить его единственным и неоспоримым отцом русской национальной идеи, потому что принятие Православия сделало нас более тысячи лет назад одушевленными людьми: душа-язычница стала христианкой и заняла в человеке основополагающее коренное место национальной идеи. Именно душа является единственным сверхценным смыслом человеческого бытия, земного и посмертного. И, если говорить о русской душе вообще, то её нужно понимать, как видимое только Богу зарево над Россией, в котором слились множество единичных, пламенеющих верой во своё спасение, человеческих душ. В 988 году национальной идеей России стала душа человека независимо от его вероисповедания, потому что Богом-Любовью спасение обещано всем землянам.

Материалисты о душе предпочитают помалкивать, атеисты считают её пустым местом, в богословии – это одно из самых заглавных понятий, а из обычных людей, не отягчённых специальными знаниями, о душе пытаются лепетать только поэты, и то далеко не все, а лишь те, у кого есть врождённая тяга к постижению непостижимого. Редакторам душа никогда не нравилась – ни советским, ни теперешним, однако, пользуясь случаем, рискну высказать несколько незрелых мыслей в надежде, что кто-нибудь из людей, действительно знающих, внесёт ясность в заявленную тему.

Не вызывающее уже полтора века возражений определение души принадлежит В. Далю: «Душа ж. бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волей…». Сопоставим с другим определением того же автора: «Смерть ж.(мереть)…конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом, умирание, состояние отжившего…», «человек родится на смерть, а умирает на живот, на жизнь», – вот действительно величественная идея, которая определяет наше человеческое всё – бессмертную душу. И цель каждой жизни – сбережение души от повреждений грехами, хотя она ограждена Богом от уязвлений двумя заслонами – стыдом и совестью.

Первый заслон – это стыд, который начинает обжигать и знобить душу, когда к ней пытается прикоснуться что-нибудь противоестественное. Стыд заставляет нас вступать в схватку со злом, которое в наши дни маскируется под толерантностью и призывает дать место в жизни тому, что от начала человеческого рода считалось грехом и поганством. Стыд до сих пор является действенной защитой души, но его очистительное действие чаще всего совершается уже после дурного поступка, когда тот уязвит совесть, в которой, как в сберегающем коконе, пребывает человеческая душа. В этом случае, как пишет Василий Великий… «для рассуждающих здраво, самое тяжкое наказание – стыд, известно, что оно будет и на суде, потому, что одни воскреснут «в жизнь вечную», а другие – на вечное

поругание и посрамление». (Дан.12.2)

Преодолев стыд, грех поражает совесть, и та начинает терзать и мучить душу до полного её омертвления, то есть до бесчувствия. И надо признать, что число людей с бесчувственной душой множится и скоро составит ту критическую массу, когда излечение народа может стать невозможным. Что за этим последует, предсказать нетрудно, но руководители страны взглянуть правде в глаза как-то стесняются, хотя нужно безо всяких отлагательств и оглядок признать душу народа (и каждого человека) национальной сверхценной идей, а для её сбережения объявить вне закона довлеющее над людьми иго антиценностей, восторжествовавших в России. И в первую очередь нужно осознать, что солженицынское «жить не по лжи» разрешает каждому определять для себя свою правду, но народ всегда жил и живёт по совести, и она дана нам от Бога, а не от политбюро или администрации президента.

Конечно, пропасть между властью и народом не исчезнет в один день, но, сохраняя душу народа, власть в России со временем станет по-настоящему легитимной, поскольку будет поддерживаться и Богом, и людьми, а не возникать, как сейчас, из бедлама партийных выборов. Душа как вектор развития страны – единственный проект, достойный вселенского предназначения России.

Нашими недоброжелателями уже многое сделано, чтобы лишить народ чувства стыда, ослепить его совесть, но полностью обесстыдить русского человека невозможно, потому что его суть, то есть душа, скорее расстанется с телом, чем даст себя превратить в нравственного уродца.

В каждом человеке есть бессмертная Божья искра, по-другому назвать – душа.

Куда же она стремится?

Что обретёт в конце своего пути?

Она стремится к своему истоку:

И только ей, вселенской голытьбе,

Господь позволил знать к нему дорогу

И крестный путь изведать на себе.