Д.И. Архангельский и А.А. Пластов в Казани

(Из заметок библиофила)

Во втором выпуске альманаха «Невский библиофил» за 1997 год, присланном мне библиофилом, бывшим моим другом Я.Г. Добкиным, жившим в Санкт-Петербурге, я с большим интересом прочитал статью Сергея Ивановича Дмитриева «Дорогие для меня воспоминания», из которой узнал, что автор статьи причастен к целому созвездию симбирян, прославивших наш край.

Вот их имена: Д.И. Архангельский, А.А. Пластов, П.Е. Корнилов, В.Г. Худяков.

Пётр Евгеньевич Корнилов родился в Симбирске, окончил Петербургский университет (исследовательское отделение факультета общественных наук).

В северной столице он познакомился и подружился с известными художниками П.А. Шиллинговским и Д.И. Митрохиным, состоял в Ленинградском обществе библиофилов.

Сергей Иванович Дмитриев постоянно общался с П.Е. Корниловым в 1974 – 1981 годах, когда первый из них заведовал музеем при училище имени В.И. Мухиной, а второй был заведующим кафедрой истории искусства в этом же училище.

“В 1978 – 1979 годах, – пишет С.И. Дмитриев, – я записал под его диктовку большое количество воспоминаний биографического характера и о его встречах с художниками (большая часть их до сих пор не опубликована)”.

А начинал свою искусствоведческую деятельность П.Е. Корнилов в Казани (1921 год) в Центральном музее Татарской АССР.

В 1924 – 1929 годах Пётр Евгеньевич совместно с искусствоведом П.М. Дульским провели несколько выставок в Казанском центральном музее, первой из них была выставка графических работ П.А. Шиллинговского (1924).

В 1926 году было проведено три выставки: В.Г. Худякова, Д.И. Архангельского и К.Ф. Юона.

Василий Григорьевич Худяков родился в 1826 году в Симбирске, и выставка была приурочена к 100-летию со дня его рождения.

Вот что говорил П.Е. Корнилов о Худякове: «Он прошёл трудную жизнь, но не сумел найти окончательно своё истинное призвание, а поэтому и не выявил в целом своё творческое лицо».

Второй выставкой в 1926 году в Казанском центральном музее была выставка работ симбирского (ульяновского) художника Дмитрия Ивановича Архангельского. На ней была представлена 101 работа. В основном это были акварели. Однако были и работы, выполненные в технике рисунка пером и свинцовым карандашом.

К этой выставке был издан каталог тиражом в 200 экземпляров. Ксерокопию этого каталога прислал мне по моей просьбе С.И. Дмитриев.

Безусловно, это – редчайшее издание, его нет даже в Ульяновской областной библиотеке им. В.И. Ленина.

Статья для каталога написана П.Е. Корниловым, а портрет Д.И. Архангельского нарисовал специально для этого каталога А.А. Пластов.

Пётр Евгеньевич начинает свою статью словами Д.И. Архангельского: «Забота

наша, забота нашего дня собирать, изучать и хранить бережно творчество народное».

А дальше он пишет: «Устраиваемая ныне выставка работ современного художни-ка Дмитрия Ивановича Архангельского знакомит нас с ярким пятном ближнего По-волжья – Ульяновска. Дмитрий Иванович – коренной симбиряк (ульяновец). Он весь ушёл корнями в родной город… Интерес к искусству, таившийся в нём, заставил его работать. Больше приходилось доходить до всего самому, но всё же он был не лишён компетентных указаний со стороны художника П.И. Пузыревского, с которым Дмит-рий Иванович был близок и авторитет которого для того времени был необычайно высок…

Свои художественные опыты он впервые показал на выставке в 1908 году, а в 1910 году вместе с П.И. Пузыревским устроил “Гончаровскую” выставку в Петербурге.

С 1914 года начинаются довольно частые выступления Д.И.Архангельского на местных и иногородних (Челябинск, Уфа, Курган и проч.) выставках…

Много работ его приобретено в 1921 – 1922 годах американскими корреспондентами и датской миссией, посетившими Симбирск (Ульяновск) в тяжёлые голодные годы.

По своим художественным исканиям Д.И. Архангельский ближе всего примыкает к группе общества “Мир искусства”, высоко ставя достижения его представителей…

Он не портретист и не пейзажист. Ему близок некогда брошенный пример А.К. Саврасова – изображение незаметных родных уголков…

Им за период 1921 – 1925 годы издан ряд альбомов со вступительными статьями, которые, несмотря на нашу “заскорузлость”, всё же должны сыграть роль, хотя бы для подрастающего поколения – молодых краеведов, которые хочется верить, пойдут по намеченному им пути…».

В 1929 году была проведена первая выставка работ Аркадия Александровича Пластова. Тогда он ещё не был признан великим художником, более того, он был малоизвестен даже среди художников.

К этой выставке тоже был издан каталог тиражом в 350 экземпляров.

На выставке было представлено 70 работ, выполненных художником в 1927 – 1928 годах. Работы были выполнены в следующих техниках: свинцовый карандаш, акварель, темпера и уголь.

В каталоге воспроизведён автопортрет А.А. Пластова.

В организации этой выставки помогал Д.И. Архангельский, который считал А.А. Пластова не только своим учеником, но и своим другом.

Статью к каталогу написал тот же П.Е. Корнилов, который свидетельствует: «Аркадий Александрович Пластов – наш современник. Его произведения – это искусство нашего дня… Каждый новый день его труда прибавляет новый штрих в творчестве…

В 1908 году его отдали в Симбирскую духовную семинарию, четыре класса которой он окончил в 1912 году…

А.А. Пластов находится в расцвете своих ярких творческих сил…».

Ксерокопию каталога А.А. Пластова подарил мне тот же библиофил из Санкт-Петербурга С.И. Дмитриев, которому я благодарен и за подарки, и за библиофильский подвиг, благодаря которому он имеет почти все изданные каталоги к выставкам, проводившимся в Казанском центральном музее в 1924 – 1929 годах.

Николай Ильич Яценко, библиофил.

Леонид Сурков. Осенний свет. Стихи. ЗАО «МДЦ». Ульяновск.2010.

Автор поэтического сборника – известный в нашем крае поэт, обладаю-щий живым художественным даром и редким своеобразием, что сразу стано-вится ясным после знакомства с стихотворением, давшем название книге.

Осенний свет

Отошла, отболела, забылась…

Ну так что же! За встречи с тобой

Моя осень давно расплатилась

Чувств былых золотою листвой.

Только память тревожно осталась,

Словно долг мой тебе, в том краю,

Где сирень опадает устало

В старом парке на нашу скамью.

В робкой ласке осеннего света

Тронул ветер вдруг платье твоё…

Где ты, юность моя, моё лето,

Где ты, счастье смешное моё?

Как это часто бывало, не всё в новом сборнике поэта можно отнести к вершинным достижениям его творчества. И причина этого – отсутствие строгой редактуры, кажется, это понимает и сам автор, потому, что в предисловие есть такая примечательная мысль:

«Старый друг юности, не дурак выпить, но тончайший и строгий ценитель поэзии сказал ему однажды: “Знаешь, Леонид, среди высоких елей и берёз великих поэтов и на твоей маленькой ветелке есть хорошие веточки и на них прекрасные листочки, а это не всегда удаётся даже известным поэтам”».

Каждому поэту важно понимать, подводя итоги творческого пути, что из сделанного им хорошо, а что – не очень.

Думается, что мы вправе от Леонида Суркова итоговую книгу, в которой он соберёт всё лучшее, что им написано во все годы жизни. И она, уже седьмая книга, перевесит всё, что было издано им до этого.

Н. Алексеев