Память о практически неизвестном подвиге ульяновца, повторившего поступок Александра Матросова, хранит сборник военных очерков.

В научной библиотеке музея Ленинского мемориала, рассказывает научный сотрудник музея Владимир Радаев, хранится уникальный сборник о наших земляках – героях фронта и тыла Великой Отечественной войны. Один из очерков журналиста Сергея Сычева посвящен ульяновцу Александру Гришанову, ученику средней школы №1. В очерке говорится о том, что наш земляк, погибший на войне, был представлен к правительственной награде. Но информации о ее присвоении нет, как практически нет и другой информации о подвиге ульяновца.

Еще в школе Александр Гришанов вместе с товарищами по учебе начал подготовку к военной службе. Сдавали нормы ПО, посещали оборонные кружки, летом занимались в военно-спортивном лагере в Поливно. Преподавал ребятам прибывший на педпрактику участник боев на Карельском перешейке в советско-финской войне, а беседы с учениками проводили танкисты-курсанты, удостоенные звания Героя СССР.

Закончившийся 1939-1940 учебный год был также полон военной тематики. Окончание учебы отметили рассказом о симбирянах, участвовавших в боях с Наполеоном, показом фильма «Юные командиры» и документального «Прорыв Маннергейма». В это же время Александр Гришанов получил повестку в военкомат – нужно было явиться для получения приписки. Сроком начала службы заканчивавшего школу мальчишки определили лето 1941 года. После его выпуска как раз и грянула война, к участию в которой его и его ровесников так старательно – физически и морально – готовили.

Лето 1944-го лейтенант Александр Гришанов встретил командиром отделения 30-й армии на 3-м Белорусском фронте. В своем планшете он отмечал на карте ход наступательной операции «Багратион» – по освобождению Минска, окружению и штурму столицы Литвы. Не забывал командир и о пропагандистской работе среди солдат. Листовки политотдела сообщали о подвигах советских солдат. Так, в середине июля пришла новость о гибели Героя СССР Юрия Смирнова. Захваченный в плен танкист ни слова не сказал эсэсовцам, за что был распят на немецком блиндаже. После знакомства с историей Смирнова Гришанов и его бойцы дали клятву отомстить за его гибель.

Вскоре 30-я армия, в составе которой находился наш земляк, была нацелена на Неман – последнюю преграду перед Восточной Пруссией. Отделение Гришанова в том числе должно было преодолеть небольшую речку и ликвидировать опорные пункты фашистов на пути к Неману для последующего наступления танкового корпуса.

Поначалу рейд десантной группы, кинутой на штурм речки и ближайшей деревни, удался: через речку, сбив военное охранение, перешли, подоспевшие на подмогу артиллеристы подавили огневые точки противника. Но когда они отбыли в соседнюю часть, атака на засевших в деревне фашистов захлебнулась.

Наступавших остановил застрочивший из замаскированного дзота пулемет. Поднимавшиеся в атаку бойцы падали один за другим. Александр Гришанов вызвался подавить пулеметчиков противника. Ему удалось подобраться к одному из деревьев, которое закрывало его от пулеметных очередей. Оттуда нужно было закинуть в дзот гранату. Высунувшись, лейтенант попытался это сделать, но был ранен в правую руку. Граната отскочила и разорвалась в стороне. Вторую гранату он попытался бросить левой рукой, но получил пулю в локоть. Оставшись практически без рук, не имея больше возможности совершить бросок, наш земляк принял решение пробежать оставшиеся несколько метров до дзота. Собрав последние силы, он бросился вперед и упал грудью на амбразуру.

После этого советские бойцы смогли ворваться в окоп противника и захватить дзот. Деревня была освобождена от фашистских оккупантов. К вечеру недалеко от дзота появился могильный холмик с красной звездой и гирляндой полевых цветов, собранных литовками из освобожденной деревни.

Прибывшему на место событий военному корреспонденту Сергею Сычеву, который также был родом из Ульяновска и писал о своих земляках, командир Гришанова сообщил, что погибший ульяновец навечно зачислен в состав их роты, а рапорт о его подвиге с представлением к правительственной награде отправлен по инстанциям.

Заметка о подвиге вышла в «Красноармейской правде», а чуть позже была напечатана в Ульяновске. В 1947 году вышел тот сборник, который теперь хранится в Мемориале. Информации о награждении Александра Гришанова посмертно так и не появилось.

Лидия ПЕХТЕРЕВА