В последнее время все чаще возникают и реализуются идеи по формированию новых брендов Ульяновской области – «Авиационная столица», Музей кино в Ленинском мемориале и другие. Насколько они жизнестойки – покажет время. Сегодня на эту и другие актуальные темы мы беседуем с директором научно-исследовательского центра «Регион», социологом Еленой Омельченко.

– Елена Леонидовна, Вы часто бываете в других городах, за границей. Как Вы представляете Ульяновск своим коллегам и знакомым?

– Как правило, для стран Восточной Европы имя Ленина еще имеет значение, поэтому представляю город как родину Ленина. А вот для тех, кто находится подальше, говорю просто – это на Средней Волге, 800 км. от Москвы.

– Последняя идея, которая уже разделила общественность на два лагеря, – намерение Марата Гельмана создать в Ленинском мемориале музей кино. Идея созвучна попыткам перепозиционировать Ульяновскую область, создать ее новый бренд. Как Вы относитесь к подобным идеям?

– Я считаю, что, действительно, область пора перепозиционировать. Что касается Ленинского мемориала, то идея Марата Гельмана мне видится довольно неплохой. Области нужны новые формы, уже давно назрела необходимость работы в ином формате. В Ленинском мемориале огромные площади! Если здание станет такой крупной культурной площадкой, это будет только плюсом для нашего города.

– Но как же великое прошлое? Ведь Ленинский мемориал – крупнейший символ эпохи, а современная молодежь итак не отличается особым патриотизмом…

– История останется историей, она никуда не денется. Вообще меня удивляет эта настойчивость воспитывать патриотизм через советское прошлое. Как может молодежь это понимать, если она выросла в другом культурно-историческом пространстве и имеет другой опыт?

– А активно продвигаемый бренд «Авиационная столица» – как Вы считаете, насколько он жизнеспособен?

– Авиационная столица – это антиреклама. Я часто летаю на самолетах, и первое, что видишь, когда выходишь из самолета в Ульяновске, – надпись «Добро пожаловать в авиационную столицу». При этом пассажир попадает в полупустой заброшенный аэропорт, где стоят одна-две машины, пахнет травами и полями. Все это антиреклама. Наш центр предлагал свои варианты раскручивания данного бренда, однако, в свое время они поддержаны не были.

– «Регион» регулярно проводит исследования молодежи. Можно ли говорить о том, что молодежь Ульяновска отличается от молодежи других городов?

– Наш текущий проект как раз посвящен новым молодежным движениям Ульяновска и Санкт-Петербурга. Его мы проводим совместно с центром молодежных исследований при ГУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (государственный университет Высшая школа экономики – прим. ред.). Мы уже обнаружили много интересного. Так, один из используемых нами методов – картографирование – позволил нам изучить молодежные культуры способом, который не так часто встречается: мы исследуем молодежь внутри городского пространства, анализируем, как и почему формируются молодежные места, как они обустраиваются. Слово место используется в прямом смысле – это клубы, школьные дворы, стадионы, тусовочные места. Что касается молодежи Ульяновска и Санкт-Петербурга, следует сказать о том, что у нас в городе сильно отличаются центровая и периферийная молодежь. У нас развита так называемая дворовая культура – молодежь осваивает периферию, отдаленные районы и места, где город переходит в деревню, как, например, Куликовка, Баратаевка. И это не просто абстрактные понятия, у нас городская молодежная культура отличается от сельской. Что касается Санкт-Петербурга, то мы собрали огромную базу молодежных движений и были вынуждены остановиться на двухсот. В Ульяновске их более 90. Но это не значит, что это плохо или что этого мало. Различия связаны с культурой, с доступностью образцов. В Санкт-Петербурге в большей степени распространены клубные интеллектуальные площадки для молодежи. Так, в Питере сегодня очень модны площадки, где в одном месте совмещены книжный магазин, музыкальное кафе, клуб, есть возможность выпить кофе. Там выступают не только музыканты, но и профессора, ученые, писатели. Перед небольшой аудиторией, но на злободневные темы. Это такие полубогемные, эстетизирванные площадки. Там же распространены фри-маркеты – совмещение небольших рынков, где продаются вещи, сделанные своими руками – так называемая hand-made culture, с галереями, выставочными залами, вегетарианскими кафе. Таких мест там много.

– Почему у нас в Ульяновске нет таких площадок?

– Большую роль в этом играет культурная история наших городов. Санкт-Петербург имеет имидж не только музея под открытым небом, но и интеллектуальной столицы с богатой творческой прослойкой. Возможно, это некий миф, но питерцы этим живут, хранят этот миф, лелеют свою интеллигентность. Поэтому Санкт-Петербург более продвинут, в нем более развиты культурные молодежные движения. Можно сказать, этот город в большей степени интеллектуально насыщен. У нас, к сожалению, на мой взгляд, уделяется больше внимания экономическим, политизированным брендам, а не культурному пространству, оно развивается слабо. Конечно, у нас хороший театр, музеи. Но культурных площадок, где могла бы встречаться городская культурная элита, нет. Мы уже выходили с подобным проектом, но нас не подержали. С проектом, не для бизнеса, а для преподавателей, врачей, музейных работников, библиотекарей. Ведь у нас в музеях работают интересные люди, там насыщенная жизнь, и в то же время город и люди испытывают голод по такому общению. Время требует новых площадок, которые не были бы лекторием, киноклубом. Нам нужны эклектические площадки. Вокруг таких мест формируется особая аура. В Санкт-Петербурге, кстати, сейчас появилось модное веяние – университет под открытым небом на Пушкинской, субкультурной улице с этническими магазинчиками. По воскресеньям там собираются люди и интересные, порой даже скандальные лекторы – почти Гайд Парк в Лондоне. Они читают лекцию, люди задают вопросы. Никто им не мешает, гопники вокруг не собираются, камнями их никто не закидывает.

– А есть ли сходства у ульяновской и питерской молодежи? Какие?

– Интересно, что при этой большой разнице мы обнаружили и сходства. Сегодня существуют новые площадки и пространства общения – интернет, социальные сети, благодаря которым у молодежи намного больше возможностей объединяться по интересам. Можно сказать, что гламурная молодежь Ульяновска и Санкт-Петербурга больше похожа друг на друга, чем они похожи на своих однокурсников из своего же города. Их объединяет культура, а не территория. То же самое с готами и другими движениями.

– На Ваш взгляд, что может стать основой для формирования новых площадок у нас в городе?

– Ульяновск молодежно, неформально «не цветет». Здесь речь не идет о молодежных правительствах и инициативах сверху, а о самостоятельном развитии молодежных движений. Хотя, например, молодежная музыкальная сцена представлена хорошо, есть практически все направления. Но культурных пространств в городе недостаточно. Сейчас очень развиты street cultures, speed-cultures, то есть различные уличные культуры. А что в Ульяновске? Например, для скейтеров у нас по сути одна нормальная площадка на площади Ленина, либо улица с плохим асфальтом. А ведь это мощный ресурс для развития здорового образа жизни и досуга. Мне это непонятно. Площадок нет, а одними демонстрациями и собраниями они не появятся.

– У нас идут попытки сформировать некое культурное пространство на Венце, но население к ним относится довольно пассивно. Чем это объясняется, на Ваш взгляд?

– Опять же это вопрос культуры, культурного опыта, культурной истории города. Отношение к молодежи, к новым проектам у нас тесно связано с политикой, многое делается для галочки.

– А активно продвигаемый бренд «Авиационная столица» – как Вы считаете, насколько он жизнеспособен?

– Авиационная столица – это антиреклама. Я часто летаю на самолетах, и первое, что видишь, когда выходишь из самолета в Ульяновске, – надпись «Добро пожаловать в авиационную столицу». При этом пассажир попадает в полупустой заброшенный аэропорт, где стоят одна-две машины, пахнет травами и полями. Все это антиреклама. Наш центр предлагал свои варианты раскручивания данного бренда, однако, в свое время они поддержаны не были.

– Елена Леонидовна, «Регион» в этом году отмечает 15-летие. С какими проектами вы подошли к этой дате?

– Сейчас у нас идет серьезная подготовка к 15-летию, центральным событием станет конференция в августе, на которой будут подведены итоги нашей работы за все эти годы. Один из самых последних наших проектов связан с исследованием советской молодости. Он так и называется «Молодость по-советски». В нем участвовали наши коллеги из исследовательских центров Ижевска, Москвы, Самары, Саратова, Санкт-Петербурга, Казани. В ближайшее время планируется издание книги. Цель проекта – понять отличие нынешних поколений от поколений советской молодежи 60, 70, 80-х годов. В дальнейшем планируется провести аналогичное исследование молодежи 90-х и 2000-х годов. Что касается советского периода, то до сих пор существует много мифов, связанных в идеолгизацией и политизацией. Мы же обращаем внимание на культуру повседневности – нас больше интересуют различные повседневные аспекты молодежной жизни – выбор места образования, отношения с родителями, любовь, отношения к тому месту, где ты живешь и т.д.

– Кстати, сегодня уделяется много внимания демографии, укреплению семейных ценностей. Насколько молодежи проще или сложнее в плане семейных отношений в наши дни?

– Еще один проект, над которым мы сейчас работаем – «Молодые семьи» – как раз посвящен этой теме. Молодым людям сегодня очень трудно. Если раньше принадлежность к комсомолу уже многое решала и расставляла акценты в жизни, то сегодня у молодежи слишком много навязываемых образцов поведения. Причем не только для девочек, но и для мальчиков. Девочкам говорят, что надо быть сексуально раскрепощенными, мальчикам навязываются различные образцы поведения – качок, ботан, метросексуал. От этого искажается восприятие других людей и понимание того, чего же от меня хотят?

Поздравляем Елену Омельченко с признанием ее одной из самых авторитетных экономистов и социологов России последнего десятилетия журналом «Русский репортер» и желаем «Региону» дальнейших творческих успехов!

Для справки

Научно-исследовательский центр «Регион» основан в Ульяновске в 1995 году на базе социологической лаборатории филиала МГУ. Основными направлениями деятельности центра являются социологические исследования в области молодежных культур, политических, этнических, конфессиональных, гендерных отношений и корпоративной культуры. Кроме того, специалисты центра занимаются организацией и проведением научных конференций, семинаров, летних школ, конкурсов научных проектов, стажировок иностранных аспирантов-социологов, проводят маркетинговые исследования рынка труда, товаров и услуг, СМИ, планируют и проводят рекламные кампании.