В последнее время все чаще возникают и реализуются идеи по формированию новых брендов Ульяновской области – «Авиационная столица», Музей кино в Ленинском мемориале и другие. Насколько они жизнестойки – покажет время. Сегодня на эту и другие актуальные темы мы беседуем с директором научно-исследовательского центра «Регион», социологом Еленой Омельченко. – Елена Леонидовна, Вы часто бываете в других городах, за границей. Как Вы представляете Ульяновск своим коллегам и знакомым? – Как правило, для стран Восточной Европы имя Ленина еще имеет значение, поэтому представляю город как родину Ленина. А вот для тех, кто находится подальше, говорю просто – это на Средней Волге, 800 км. от Москвы. – Последняя идея, которая уже разделила общественность на два лагеря, – намерение Марата Гельмана создать в Ленинском мемориале музей кино. Идея созвучна попыткам перепозиционировать Ульяновскую область, создать ее новый бренд. Как Вы относитесь к подобным идеям? – Я считаю, что, действительно, область пора перепозиционировать. Что касается Ленинского мемориала, то идея Марата Гельмана мне видится довольно неплохой. Области нужны новые формы, уже давно назрела необходимость работы в ином формате. В Ленинском мемориале огромные площади! Если здание станет такой крупной культурной площадкой, это будет только плюсом для нашего города. – Но как же великое прошлое? Ведь Ленинский мемориал – крупнейший символ эпохи, а современная молодежь итак не отличается особым патриотизмом… – История останется историей, она никуда не денется. Вообще меня удивляет эта настойчивость воспитывать патриотизм через советское прошлое. Как может молодежь это понимать, если она выросла в другом культурно-историческом пространстве и имеет другой опыт? – А активно продвигаемый бренд «Авиационная столица» – как Вы считаете, насколько он жизнеспособен? – Авиационная столица – это антиреклама. Я часто летаю на самолетах, и первое, что видишь, когда выходишь из самолета в Ульяновске, – надпись «Добро пожаловать в авиационную столицу». При этом пассажир попадает в полупустой заброшенный аэропорт, где стоят одна-две машины, пахнет травами и полями. Все это антиреклама. Наш центр предлагал свои варианты раскручивания данного бренда, однако, в свое время они поддержаны не были. – «Регион» регулярно проводит исследования молодежи. Можно ли говорить о том, что молодежь Ульяновска отличается от молодежи других городов? – Наш текущий проект как раз посвящен новым молодежным движениям Ульяновска и Санкт-Петербурга. Его мы проводим совместно с центром молодежных исследований при ГУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (государственный университет Высшая школа экономики – прим. ред.). Мы уже обнаружили много интересного. Так, один из используемых нами методов – картографирование – позволил нам изучить молодежные культуры способом, который не так часто встречается: мы исследуем молодежь внутри городского пространства, анализируем, как и почему формируются молодежные места, как они обустраиваются. Слово место используется в прямом смысле – это клубы, школьные дворы, стадионы, тусовочные места. Что касается молодежи Ульяновска и Санкт-Петербурга, следует сказать о том, что у нас в городе сильно отличаются центровая и периферийная молодежь. У нас развита так называемая дворовая культура – молодежь осваивает периферию, отдаленные районы и места, где город переходит в деревню, как, например, Куликовка, Баратаевка. И это не просто абстрактные понятия, у нас городская молодежная культура отличается от сельской. Что касается Санкт-Петербурга, то мы собрали огромную базу молодежных движений и были вынуждены остановиться на двухсот. В Ульяновске их более 90. Но это не значит, что это плохо или что этого мало. Различия связаны с культурой, с доступностью образцов. В Санкт-Петербурге в большей степени распространены клубные интеллектуальные площадки для молодежи. Так, в Питере сегодня очень модны площадки, где в одном месте совмещены книжный магазин, музыкальное кафе, клуб, есть возможность выпить кофе. Там выступают не только музыканты, но и профессора, ученые, писатели. Перед небольшой аудиторией, но на злободневные темы. Это такие полубогемные, эстетизирванные площадки. Там же распространены фри-маркеты – совмещение небольших рынков, где продаются вещи, сделанные своими руками – так называемая hand-made culture, с галереями, выставочными залами, вегетарианскими кафе. Таких мест там много. – Почему у нас в Ульяновске нет таких площадок? – Большую роль в этом играет культурная история наших городов. Санкт-Петербург имеет имидж не только музея под открытым небом, но и интеллектуальной столицы с богатой творческой прослойкой. Возможно, это некий миф, но питерцы этим живут, хранят этот миф, лелеют свою интеллигентность. Поэтому Санкт-Петербург более продвинут, в нем более развиты культурные молодежные движения. Можно сказать, этот город в большей степени интеллектуально насыщен. У нас, к сожалению, на мой взгляд, уделяется больше внимания экономическим, политизированным брендам, а не культурному пространству, оно развивается слабо. Конечно, у нас хороший театр, музеи. Но культурных площадок, где могла бы встречаться городская культурная элита, нет. Мы уже выходили с подобным проектом, но нас не подержали. С проектом, не для бизнеса, а для преподавателей, врачей, музейных работников, библиотекарей. Ведь у нас в музеях работают интересные люди, там насыщенная жизнь, и в то же время город и люди испытывают голод по такому общению. Время требует новых площадок, которые не были бы лекторием, киноклубом. Нам нужны эклектические площадки. Вокруг таких мест формируется особая аура. В Санкт-Петербурге, кстати, сейчас появилось модное веяние – университет под открытым небом на Пушкинской, субкультурной улице с этническими магазинчиками. По воскресеньям там собираются люди и интересные, порой даже скандальные лекторы – почти Гайд Парк в Лондоне. Они читают лекцию, люди задают вопросы. Никто им не мешает, гопники вокруг не собираются, камнями их никто не закидывает. – А есть ли сходства у ульяновской и питерской молодежи? Какие? – Интересно, что при этой большой разнице мы обнаружили и сходства. Сегодня существуют новые площадки и пространства общения – интернет, социальные сети, благодаря которым у молодежи намного больше возможностей объединяться по интересам. Можно сказать, что гламурная молодежь Ульяновска и Санкт-Петербурга больше похожа друг на друга, чем они похожи на своих однокурсников из своего же города. Их объединяет культура, а не территория. То же самое с готами и другими движениями. – На Ваш взгляд, что может стать основой для формирования новых площадок у нас в городе? – Ульяновск молодежно, неформально «не цветет». Здесь речь не идет о молодежных правительствах и инициативах сверху, а о самостоятельном развитии молодежных движений. Хотя, например, молодежная музыкальная сцена представлена хорошо, есть практически все направления. Но культурных пространств в городе недостаточно. Сейчас очень развиты street cultures, speed-cultures, то есть различные уличные культуры. А что в Ульяновске? Например, для скейтеров у нас по сути одна нормальная площадка на площади Ленина, либо улица с плохим асфальтом. А ведь это мощный ресурс для развития здорового образа жизни и досуга. Мне это непонятно. Площадок нет, а одними демонстрациями и собраниями они не появятся. – У нас идут попытки сформировать некое культурное пространство на Венце, но население к ним относится довольно пассивно. Чем это объясняется, на Ваш взгляд? – Опять же это вопрос культуры, культурного опыта, культурной истории города. Отношение к молодежи, к новым проектам у нас тесно связано с политикой, многое делается для галочки. – А активно продвигаемый бренд «Авиационная столица» – как Вы считаете, насколько он жизнеспособен? – Авиационная столица – это антиреклама. Я часто летаю на самолетах, и первое, что видишь, когда выходишь из самолета в Ульяновске, – надпись «Добро пожаловать в авиационную столицу». При этом пассажир попадает в полупустой заброшенный аэропорт, где стоят одна-две машины, пахнет травами и полями. Все это антиреклама. Наш центр предлагал свои варианты раскручивания данного бренда, однако, в свое время они поддержаны не были. – Елена Леонидовна, «Регион» в этом году отмечает 15-летие. С какими проектами вы подошли к этой дате? – Сейчас у нас идет серьезная подготовка к 15-летию, центральным событием станет конференция в августе, на которой будут подведены итоги нашей работы за все эти годы. Один из самых последних наших проектов связан с исследованием советской молодости. Он так и называется «Молодость по-советски». В нем участвовали наши коллеги из исследовательских центров Ижевска, Москвы, Самары, Саратова, Санкт-Петербурга, Казани. В ближайшее время планируется издание книги. Цель проекта – понять отличие нынешних поколений от поколений советской молодежи 60, 70, 80-х годов. В дальнейшем планируется провести аналогичное исследование молодежи 90-х и 2000-х годов. Что касается советского периода, то до сих пор существует много мифов, связанных в идеолгизацией и политизацией. Мы же обращаем внимание на культуру повседневности – нас больше интересуют различные повседневные аспекты молодежной жизни – выбор места образования, отношения с родителями, любовь, отношения к тому месту, где ты живешь и т.д. – Кстати, сегодня уделяется много внимания демографии, укреплению семейных ценностей. Насколько молодежи проще или сложнее в плане семейных отношений в наши дни? – Еще один проект, над которым мы сейчас работаем – «Молодые семьи» – как раз посвящен этой теме. Молодым людям сегодня очень трудно. Если раньше принадлежность к комсомолу уже многое решала и расставляла акценты в жизни, то сегодня у молодежи слишком много навязываемых образцов поведения. Причем не только для девочек, но и для мальчиков. Девочкам говорят, что надо быть сексуально раскрепощенными, мальчикам навязываются различные образцы поведения – качок, ботан, метросексуал. От этого искажается восприятие других людей и понимание того, чего же от меня хотят? Поздравляем Елену Омельченко с признанием ее одной из самых авторитетных экономистов и социологов России последнего десятилетия журналом «Русский репортер» и желаем «Региону» дальнейших творческих успехов! Для справки Научно-исследовательский центр «Регион» основан в Ульяновске в 1995 году на базе социологической лаборатории филиала МГУ. Основными направлениями деятельности центра являются социологические исследования в области молодежных культур, политических, этнических, конфессиональных, гендерных отношений и корпоративной культуры. Кроме того, специалисты центра занимаются организацией и проведением научных конференций, семинаров, летних школ, конкурсов научных проектов, стажировок иностранных аспирантов-социологов, проводят маркетинговые исследования рынка труда, товаров и услуг, СМИ, планируют и проводят рекламные кампании. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
$$$
А активно продвигаемый бренд «Авиационная столица» – как Вы считаете, насколько он жизнеспособен?
– Авиационная столица – это антиреклама. Я часто летаю на самолетах, и первое, что видишь, когда выходишь из самолета в Ульяновске, – надпись «Добро пожаловать в авиационную столицу». При этом пассажир попадает в полупустой заброшенный аэропорт, где стоят одна-две машины, пахнет травами и полями. Все это антиреклама. Наш центр предлагал свои варианты раскручивания данного бренда, однако, в свое время они поддержаны не были.
Не предложили заказа на раскрутку, отсюда видимо злоба и критика.
Григорий
дельное интервью
Когда у нас научатся слушать умных людей
Как вы все заипали
Какие на… бренды, какие нах столицы?!
Пока в стране и как следствие в регионе такие путино….отморозковы рулить будут, о чём тут вообще говорить?!
Да ужжж
Все проблемы у нас привыкли решать с заду наперед, в обратной последовательности: сначала создадим бренд, имидж, то бишь образ некого города-сада, а уж потом уж как начнем ему соответствовать, так все и ахнут. Да ёшкин же кот, ну полная же глупость! Сначала место обживается, приводится в порядок – дома, дороги, коммуникации, инфраструктура, зарплаты, современные производства, современные технологии, благоустройство и чистота, а уж потом на это благолепие наклеивается этикетка: "Это – область сад!" или "Культурная столица Еропы". Что вы, …. никак от своих большевицких привычек не отучитесь: сначала прожектами всех задолбать, а потом в свои прожекты имеющуюся натуру втискивать с кровью, потом и слезами. ………………………..
Хомяченко Юрий
Говорят, Пермь стал культурным городом, после того , как в нем осело много осужденых с Петрограда. Чтоб Ульяновск стал культурно-авиационной столицей, нужно пригласить на работу культурный слой инженеров-авиастроителей из Казани и Самары, а лучше с "Айирбаса". Людей не связанных с местными кланами.
На да ужж
Вообще то ярлыки сначала придумывают в т.н маркетинге-брендинге всяком. Там высасывают идею под целевую аудиторию, потом создают типа продукт. Это чисто западный подход, а не большевицкий.
Селянин
Пока вы тут БРЕНДИТЕ Ульяновская область самая дорогая по минимальному набору продуктов!!! БРЕНДИТЕ ДАЛЬШЕ вымрем…
Ульяновец
"Как правило, для стран Восточной Европы имя Ленина еще имеет значение, поэтому представляю город как родину Ленина. А вот для тех, кто находится подальше, говорю просто – это на Средней Волге, 800 км. от Москвы"…
Что ещё можно ждать от человека, которому всё равно, как называется наш город и что он из себя представляет. Самое главное, видимо, получить бабки за социологические исследования, выводы которых делаются чаще всего на опросах знакомых или тех, кто не совсем понимает, зачем их спрашивают. Можно, при желании, конечно, представить наш город и по-другому, но при желании… И не надо лгать – и в Америке, и во Франции, и в Германии наш город знают, как Ульяновск, и очень переживают из-а того, что мы так беспардонно относимся к его истории. Нам, ульяновцам, не всё равно, кто будет хозяйничать в нашем городе, в том числе и в Мемориале, Гельманы или ещё кто. У краеведческого музея нет нормального помещения, может, пусть лучше этот музей там расположится. Всё равно в ближайшем будущем здание для него не построят. Хотя для Вас самое главное, видимо, подвести свои социсследования под нужный результат.
Ленинец
Пора перепозиционировать "Регион" из специалистов по рекламе – в которой они ничего не понимают, туфтовые дипломы продают просто за имидж в специалистов по социологии. Пусть занимаются своим делом и не лезут в профессиональную сферу имиджа, бренда, ркламы. Елена Леонидовна, не позорьте высшую школу. Вы очень хороший социолог – и очень хреновый рекламист. Не занимайтесь этим. Смеются над Вами. Не надо о брендах – Ваше дело Гендер!!!! Ну вот Гендером и занимайтесь. ВЫ спец, Вы величина, Вы – ИМЯ. Не позорьте себя не своим делом… Делитанты вы в рекламе, нет вас на рынке – туфта ваш диплом. Преподавойте социологию и не лезте в чужую сферу…
Анна
Я абсолютна согласна с Еленой Леонидовной! Это советское прошлое достало уже!!! везде один ленин!!! нельзя умы забивать им настолько – ну ульяновск, ладно, название пусть будет, но надо двигаться дальше!!! у нас ЗАСТОЙ!!! Люди!!!
Анне советское прошлое
Анна, что у Вас за голова? В наши головы вмещается всё. А к советскому прошлому не надо так пренебрежительно относиться – всё, чем оно было богато, общество до сих пор тратит,и Вы в том числе. Благодаря советскому прошлому победили в Великой Отечественной войне. Вас и это достало? Тогда Вам к скинхедам!
Вредный
Анне!
После Великой Отечественной войны, принесшей нам много горя и разрушения, цены на продукты ЕЖЕГОДНО СНИЖАЛИСЬ!!!
Образование было -БЕСПЛАТНЫМ!!!! Повсюду СТРОИЛИСЬ детские ясли, детские садики, школы!!!!!
Строились заводы и фабрики!!!
Теперь детские садики и школы–ЗАКРЫВАЮТСЯ и продаются под "офисы"!!!
Заводы–закрываются и подвергаются разграблению!!!!!
Цены такие, что даже в войну показались бы кошмаром!!!
Везде разруха, которой после войны не было!!!
Беспризорников стало больше.чем после "гражданской" войны!!!!!
И что в этом Ленин виноват??? Так его уже нет много десятилетий!
Сколько детских садиков построено у нас в городе при "демократическом "правительстве???
Сколько школ было построено в последние пятнадцать лет???
Милая Анна, так что же вас "достало"???
Имя Ленина или ….. управляющий областью или страной???
Анна
Я к тому, что жизнь продолжается! я не говорю, что надо отрицать достижений советского периода и все такое, но ленин везде!!! вот что меня напрягает!!!я, так сказать, в идеологическом плане против! А уж про демократию я вообще молчала, это ваши домыслы!
Анна
Ну вот, стоит пару дней поотсутствовать на Улпрессе, как тут же появляется другая Анна :) Нет, конечно, мне приятно, что моё имя такое популярное в Ульяновске и на Улпрессе, в частности, но всё же, определенно, надо менять ник, а то как-то стыдно за чужое "достало", тем более сказанное по отношению к истории страны(((
Вредный
Уж и не снаю какой Анне… Толи первой, а толи второй….
Милая Анна да где же Вы видели что у нас "Ленин везде"????
Про него уже стесняются упоминать!
В угоду демократам на крыше механического завода барельеф Ленина сняли! Кому он там бедный мешал???
А вот на всякий случай ,чтоб губернатор не обиделся! Его то нигде нет, а "Ленин везде"!!!!!
Мы привыкли переписывать историю под "руководство"!
Нас весь Мир зовёт Иванами-родства не помнящими!
Уже скоро как 60 лет будет, что ищут и найти не могут ту шахту, где работал "заслуженный шахтёр" Хрущёв!
В Екатеринбурге ищут и найти не могут тот дом.что построил "прораб" Ельцин!!!
Зато есть дом, который разломали по его приказу, это тот самый дом купца Ипатьева, в котором расстреляли царскую семью!
Теперь "наш горячо любимый" хочет в историю влезть через переименование города!
А вот "Ленина везде,,," вообще не стало, мы стали стесняться своей истории, в угоду балаболам "демократам"!
Сейчас до Мемориала добрались, хотят музей кино устроить в нём.. Ломать не строить, ума не надо!
Пусть в здании областной администрации устроят музей областной глупости!!!! Её у нас в излишке!
И в дополнение:– Можно Ленина не любить и даже ненавидеть,но отрицать его заслуги—нельзя!
Вам любой грамотный политолог скажет.что труды Ленинаещё НИКЕМ НЕ ОПРОВЕРГНУТЫ!!!!
И это признают даже наши вечные враги!!!!
Крылов
Вообще-то Ленин – это мировая величина, и тот кто этого не понимает… ну какой смысл говорить с детьми, которые только и могут, что повторять азы пропаганды. Омельченко вроде уже не ребенок, но мыслит вполне по-детски, примитивно по-антисоветски. Так когда-то коммунисты клеймили царизм, теперь омельченки клеймят сов. власть. Это не наука, это – диагноз…
Крылову
Дума., что Омельченко мыслит вполне НЕ ПО-ДЕТСКИ, а намеренно.( "Как правило, для стран Восточной Европы имя Ленина еще имеет значение, поэтому представляю город как родину Ленина. А вот для тех, кто находится подальше, говорю просто – это на Средней Волге, 800 км. от Москвы", как она сама говорит). Только намеренно можно говорить людям про наш город, не называя его и не рассказывая о нём, а только указывая, в скольких км от Москвы он находится. Считаю, что это делается вполне сознательно. И такой человек проводит социсследования? Кто входит в круг опрашиваемых? Такие же, как Омельченко? Тогда как верить результатам?
noname
Вопрос Елене Леонидовне: Скажите пожалуйста, где-то можно в свободном доступе почитать "регионовские" исследования молодежи? Очень любопытно.
Кстати, согласна с Вами, что культурных площадок для интеллектуального отдыха не хватает в городе. Единственное спасение – собраться в узком кругу единомышленников. Кстати, в одной кофейне по четвергам проходят показы авторского кино. месяц выделяют под конкретного режиссера. Можно и кофе выпить, и фильмом насладиться, и обсудить потом. Не знаю, существуют ли в городе литературный клуб, где можно обсудить книгу? Хочется конечно какого-нибудь нового веяния, хоть чуточку приблизиться к уровню Питера.
ДИ
а в какой кофейне? и когда?