Заслуженный работник культуры, на протяжении десятилетий являвшаяся режиссером практически всех главных праздников нашей области, в последние годы работала директором Центра народного творчества и искусства – до тех пор, пока в один прекрасный день ее опыт и смелые экспертные высказывания по поводу проводимой в области культурной политики оказались невостребованными. Сегодня, накануне юбилея Ольги Николаевны Глебовой, беседуем с ней о жизни и о ситуации в той же региональной культуре. – О чем думается в преддверии юбилея? – Подошла к своей круглой дате, не имея постоянного места работы. Чувствую обиду от того, что меня лишили любимого дела. Тем не менее совершенно не ощущаю себя одинокой. Ко мне постоянно обращаются за советами – что-то провести, организовать, подсказать. Многое могла бы сделать, но по опыту уже знаю: если ты чего-то действительно хочешь, то найдутся те, кто будет мешать даже самым лучшим начинаниям. Не хочу сказать, что прежде в моей жизни мне все давалось легко, но меня по крайней мере уважали… Вообще в канун юбилея хочется вспоминать только хороших людей. Вот, к примеру, Бориса Петровича Максимова – моего «отца в профессии». Я пришла, когда в отрасли работали отличные люди. И такой вихрь сразу пошел в работе и дома! Я родила ребенка, работала директором ДК «Руслан», ДК им. Чкалова. Очень многие из ныне работающих специалистов стартовали в культуре именно под моим началом. – А когда было работать легче: в советское время или в наше? – Культура любит свободу. Конечно, прежде мы проводили мероприятия исключительно с точки зрения идеологии. Больше воспитывали, так сказать. А сегодня больше занимаемся организацией отдыха. То есть культура в основном выродилась в досуг. В советское время нас постоянно контролировали. Но это не мешало проводить мероприятия высшего пилотажа. Дадут какую-то идеологическую установку, а ты думай, как и ее выполнить, и зрелищность сохранить. – А разве последние акции в Ульяновской области – агитпоезда и тому подобные мероприятия – не «хорошо забытое старое» прямиком из советского прошлого? – Есть такая мудрая фраза у богословов: «На слово есть слово, а на дело есть дело». И мы можем заявлять, что угодно. Но дареный уазик – его же мало, чтобы патриота родить. Вот я сама стала матерью в советское время. Тогда нам давали квартиры, организовывали годовщины свадеб. Все в комплексе было очень верно для поддержки семей. А сегодня иногда создается впечатление, что нынешние акции – обо всем и ни о чем конкретно. Вот, скажем, сейчас принято много говорить о душе. Но мне порой кажется, что многие современные мероприятия душу не задевают. Даже во времена идеологического диктата культура трогала больше. – Искренностью тех, кто в ней работал? – Искренность – это вообще отдельный разговор. Потому что для культуры это главное. Неважно – идет ли речь о культуре дома, на сцене или на работе. Я очень ценю искренность в людях и сама всегда выступаю открыто. Поверьте, это нелегко. Потому что потом тебя обязательно начинают ругать. Когда однажды я выступила с критикой реорганизации Центра народного творчества и искусства, в ответ через прессу на меня вылили потоки грязи. А правдой в них было единственное (смеется) – что я на работе грызла семечки. Да, может быть, это и плохая привычка. Но я же их одна грызла и только в обеденный перерыв. Вообще в советское время многое было запрещено, но можно было спорить с начальством и доказывать свою точку зрения. И потом – умные руководители тогда ценили умных сотрудников. Они и сами вели нас вперед масштабом своей личности, своего тонкого понимания сути проблем и вопросов. А сегодня нам говорят: «Закройте рот». И все… – То есть никаких дискуссий, никакого инакомыслия? – Абсолютно никакой полемики на основе уважения. О какой же искренности в культуре можно говорить, если уважения к самому творцу нет? Тем более так много приезжих… Я, конечно, тоже приехала. Но после Ленинграда я честно посвятила Ульяновску уже тридцать три года, и это мой город. У меня никогда не возникало мыслей, что здесь «край непуганых идиотов», а многие «варяги» себе это позволяют. Мне в самом деле больно, когда я вижу глубоко талантливых людей от искусства, которые нынче вынуждены вести полунищенское существование. А ведь они – едва ли не «последние из могикан», это надо понимать. Сегодня мы живем как будто в выжженной степи, где все забито усредненными, одинаковыми сорняками, а таких вот мощных деревьев, великанов, величин с мощными корнями в плане личности – их остались единицы. Сегодня, к сожалению, торжествует жестокий принцип: «кто был никем, тот станет всем». Пришло время непрофессионалов, причем нашествие оказалось массовым. Потому что недальновидные руководители выбирают тех, с кем попросту легче работать. Люди, которые сами мало в чем разбираются, обязательно будут искать себе в команду подобных же. Это относится ко всем сферам жизни, но в культуре почему-то проявляется особенно. – Это реальная угроза? – У ульяновской культуры всегда было особое, узнаваемое лицо. Сегодня оно постепенно теряется. Уходят кадры, закрываются учреждения. Однако не все еще безнадежно, все еще можно исправить. Думаю, что если в отрасль придут умные люди, нужно будет только радоваться, потому что они, как локомотивы, потянут культуру наверх. А мы в последнее время опускаемся все ниже и ниже. – Да, в прежние времена в город по распределению приезжало много великолепных специалистов – музыкантов, актеров, журналистов. Причем они ехали с намерением жить и трудиться на благо региона… – Сейчас приезжают редко и преимущественно те, кто хочет срубить денег. За нашу культуру они не болеют. Меньше всего, кстати, в этом плане я обижаюсь на начальника Департамента культуры Татьяну Ившину. Мне кажется, она просто честно служит, за тем и приехала в Ульяновск. Хотя в культуре нельзя служить никому. Здесь нужно творить. – А что, собственно, мы конкретно утрачиваем? – Невооруженным глазом видно, как все ветшает. Не только здания, но и сама система. Поэтому кадры не идут в отрасль не только из-за зарплат маленьких – сегодня здесь просто неинтересно. Мне об этом постоянно говорят мои бывшие коллеги. Чиновники могут, конечно, «подцепить» чужую творческую идею, но они неспособны ее реализовать. Кто будет писать сценарий, чтобы он был интересным? Кто знает ту «кнопку», которую нужно нажать в душах людей, чтоб они отозвались?.. Вообще мне обидно, что первый «культурный слой» самых умных, в число которых, кстати, я себя не включаю – их же у нас убрали сразу! Потом убрали «второй слой» вот я как раз попала в него. Сейчас идет расчистка третьего «круга». Просто «вырубание вишневого сада» какое-то! В последнее время у нас так много говорят о возрождении традиционной культуры и ремесел. Знаю, что люди на местах, которые этим занимаются, очень стараются. Ну примите же вы, наконец, соответствующий поддерживающий их старания закон на уровне региона. Я лично привозила аналогичные документы из других областей, а у нас, как говорится, воз и ныне там. Неужели никому это неинтересно, а важен только ремонт собственных кабинетов? Одни бумажки – планы и отчеты – в них на стенах развешаны. Потому и туристы к нам в регион по-прежнему не особенно стремятся. – Что же надо делать в этой ситуации? – Я, конечно, категорически против всяких бойкотов и голодовок, пикетов и митингов. Думаю, что мы должны создать общественный Союз творческих сил Ульяновской области и сообща, всем миром, повернуть культуру в нужное русло, пока не поздно. Но не на словах, а реальными делами. И объединяться надо по единомыслию, а не по величине административного ресурса, как это у нас заведено. Не так давно вот сама хотела вступить в одну общественную организацию. А мне там говорят – давайте Глебову не возьмем, у нее теперь «административного ресурса нет». Я им сразу сказала, не дай Бог, у них он однажды закончится, тогда вовсе никакого не останется. Ни ресурса творческого, ни человеческого… Вот вам и гражданское общество в действии! (Смеется.) У меня тогда чуть чашка из рук не выпала. Взять, к примеру, проект «Летний Венец». Многие выступающие там жалуются, что мучаются на солнце. Да не надо мучиться! Просто все плохо организовано: рекламы нет, зрителей мало. – Конечно, участникам проекта неприятно выступать перед двумя-тремя зрителями… – Тут еще нужно программы готовить с душой! Сделайте вы, наконец, то, что интересно людям. Надо же чувствовать, что люди хотят. А потом – необходимо создать инфраструктуру. Поставьте туалеты хотя бы, если хотите, чтобы зритель к вам шел. А там даже фуникулер несчастный убрали… Ну зачем, подумайте, отдыхающим в жару на Венце казачий хор? Нам все время говорят: в культуре должны работать грамотные менеджеры. Вот и поведите себя грамотно: опросите, что ли, самих гуляющих, что бы они хотели увидеть. Нужно дать людям живое искусство. Посмотрите, как грамотно в этом смысле работают в Казани. Не случайно многие наши земляки ездят туда на выходные. Что отдашь, то и получишь – я это всегда говорю. – Прежде вы высказывались и о том, что реорганизация ЦНТИ приведет к негативным последствиям. Сегодня, спустя определенный срок, ваши опасения подтвердились? – Где теперь всероссийские фестивали, которые проводились в нашем Центре? Где всероссийские семинары-лаборатории для культработников? Где обещанный грандиозный ремонт? Всего этого нет, есть только очередное переименование! Что от него изменится?! Неужели во Дворец придет много красивой талантливой молодежи?! А куда пропали Общественные советы по духовно-нравственной культуре, которые мы проводили? Хоть один с тех пор состоялся или теперь решения принимаются в очень узком кругу? – В чем черпаете энергию? – В надежде. То есть по-цоевски «жду перемен». Культуре надо дать деньги и поменять систему управления – это необходимость. – Что вам помогает по жизни? – Друзья. Я нахожусь как раз в той ситуации, когда видно, кто есть кто. Конечно же, верю в Бога – он всегда со мной. А главное, разумеется, моя семья. В этом плане я абсолютно счастливый человек. Хотя сейчас я вдова, у меня был любимый муж. У меня есть два сына. Для меня как для женщины именно это главное. Мне интересно жить. Глубоко убеждена, что наше поколение просто не имеет права становиться пенсионерами. И опыт – это плюс, а не минус, сколько тому примеров! Творчество, режиссура – если они действительно живут внутри тебя – озаряют тебя постоянно, до последних дней. А не можешь творить – иди в завхозы… Алла ЯДОВА Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
headlong
феерия.
Вздохи-ахи по СовСоюзу и полное отсутствие чего то внятного. Чего стоит только:
>проект «Летний Венец». Многие выступающие там жалуются, что мучаются на солнце. Да не надо мучиться! Просто все плохо организовано: рекламы нет, зрителей мало.
Вот кто здесь найдет причинно-следственную связь? Зачем проводить общественные советы, про которые никто кроме участников не знает и которые даже самим участникам не нужны? И так до бесконечности.
Если это действительно ульяновская "культура" в понимании отдельных товарищей, тогда лучше действительно, выражаясь словами Глебовой вырубить этот засохший вишневый сад. Какой бы бурьян не вырос на его месте – он лучше сухостоя.