На днях областные власти снова озаботились решением проблемы инвалидов-колясочников, вспомнив о том, что еще в мае текущего года губернатором было подписано распоряжение о содействии их трудоустройству. Однако прошло почти три месяца, а люди с ограниченными возможностями по-прежнему не спешат устраиваться на работу. Чиновников это очень удивляет.

По словам представителей другой стороны, это происходит потому, что инвалиды в результате трудоустройства опасаются потерять свои пенсии. Власти обещают проработать этот вопрос. И повторно предлагают людям с ограниченными возможностями практически нереальные, почти сказочные преференции по работе (это в то время, когда большинство безработных вынуждены соглашаться на любые условия, лишь бы прокормить семью). Чиновники собираются обеспечить ежедневную транспортную доставку людей с ограниченными возможностями на рабочее место и домой и любой график занятости в соответствии с рекомендациями врачей. «Если им можно работать два часа, пусть будет два, если четыре – то четыре», – заявляют инициаторы программы, декларируя индивидуальный подход к проблеме. Причем, по их словам, именно органы региональной и муниципальной власти должны подать пример другим работодателям и взять инвалидов-колясочников к себе на службу. Две тысячи находящихся на учете людей с ограниченными возможностями передвижения могут быть приняты по одному человеку на властное учреждение. Бюджетные средства на транспортные расходы, пандусы, оборудование рабочих мест спецкреслами, а также соответствующими осветительными приборами и тому подобным «социально-ориентированное правительство» региона согласно выделить. На 2010 год на программу создания 196 рабочих мест для инвалидов зарезервировано около 6 миллионов рублей. Если планы будут выполнены, на будущий год бюджетных средств окажется больше.

И это неудивительно. Потому что в России все больше играют в Европу. И говорить о проблеме инвалидов теперь стало едва ли не модой. Но это при том, что в той же Европе проблему решают в значительной степени не за счет государства – силами институтов гражданского общества. То есть «снизу», своими силами, а не по разнарядке, трудоустраивая по одному в каждый властный орган. Да и общий уровень благополучия в развитых странах значительно выше – нам ли, с нашей бедностью, тягаться с ними в «бюджетной благотворительности»? Но главное – там, на Западе, проблема все-таки решается реально, а не на уровне пиара. Потому что 400 пандусов, которые собираются строить в регионе, и два обещанных «низкопольных» автобуса всю ситуацию не спасут.

Мы уже писали о том, что Ульяновск – город неравных возможностей. Вероятно, он таким и остается. Потому что пандусы – это далеко не панацея. Они в принципе подразумевают, что инвалид передвигается по городу самостоятельно (а то и на коляске с электроприводом). А как в таком случае, к примеру, снять деньги в банкомате, расположенном так высоко? Даже в банк, где инвалиды получают свои пенсии, на коляске не заедешь! А другие социально-значимые объекты – почты, пенсионные отделения, аптеки?.. Да что там говорить – квартиры и подъезды жилых домов, наконец! Если даже бюджет дает деньги на обустройство улиц, кто-то подумал, как на них попасть? Это все равно, что строить корабль в пустыне. Даже в наших последних ульяновских новостройках проблема квартир и подъездов с точки зрения доступности инвалидов не решена, а можно было бы озаботиться созданием подобных проектов…

София МОРЖОВА