Которую неделю в Ульяновске прописалась экстремальная жара. В зените дня – «плюс сорок» – это не предел, это просто точка отсчета. Синоптики обещают ближайший дождик – не раньше чем через неделю. Так что поющие фонтаны пользуются бешеным спросом.
Молодоженам вместо «горько» теперь кричат «жарко». Новобрачные в свой свадебный маршрут обязательно включают посещение городских фонтанов. Но невесты крепко держат за руки своих женихов, чтобы те не уплыли вслед за какой-нибудь мокрой волжанкой.
«Я прямо нырнул бы – а что же? – ну в белом, свадебном, потом меня в машину не пустят»
Животные спасаются от жары прямо как люди. Луга пересохли до такой степени, что только в пойме реки коровы находят для себя сочную траву. Но селяне сейчас спешат заготовить на корм скотине то, что изначально сажали для людей. Яркий пример – кукуруза Донская Высокорослая. Должна быть выше человеческого роста. А в результате редкие стебли доросли до пояса. А початки так и не завязались.
Зерновые в бедственном положении. То, что не вымерзло зимой – а в регионе три месяца держались тридцатиградусные морозы – просто засохло на корню – в сорокоградусную жару.
Владимир Николаев, начальник управления по развитию сельского хозяйства Ульяновского района:
«Вот сами посмотрите в прошлом году урожайность была 26 с половиной, в этом году в среднем 8 центнеров»
С кое-каким урожаем те хозяйства, кто рискнул посадить яровые раньше остальных. Пока чернозем не превратился в пыль.
«Вот смотрите, казалось бы образцовое хозяйство ульяновской области, ячменное поле. чернозем, но земля то – совершенно сухая. Ячмень вырос сантиметров на сорок а должен быть по пояс. и голову уже опустил. но такой колос еще собирает комбайн, вот если бы он был сантиметров пятнадцать – то тогда конечно урожая не удалось бы собрать»
Поля, где не взять ни зерна, ни соломы – просто запахивают. Министр сельского хозяйства Ульяновской области говорит – в прошлом году 70-80 процентов хозяйств региона считались прибыльными. Теперь «передовым» считается то, которое к зиме корма заготовило, да собрало зерна столько – сколько посеяли.
Маргарита Салова, министр сельского хозяйства Ульяновской области:
«Если говорить о сумме недополученного урожая и тех доходов, которые могло бы с/х получить если бы не эта засуха – то это около пяти миллиардов рублей. затраты, затраты, затраты – либо гибель либо резкое падение урожайности»
Цена на зерно выросла больше чем в два раза, а вместо прибыли – убытки. Придется не продавать, а закупать. Но цены на хлеб расти не будут, обещает министр, – в прошлом году муки намололи с запасом. И дефицита не будет – за этим в Ульяновске строго присматривают.
Маргарита Салова, министр сельского хозяйства Ульяновской области:
«Мы сразу же создали оперативный штаб по засухе, по минимизации последствий засухи»
Прямо из Ульяновска видно, за Волгой – горят леса и торфяники. В деревне Вязовка Инзенском районе сгорело 19 домов. Никто не погиб, всем погорельцам пообещали денежные компенсации и новые дома. Но уже на новом месте.
Алексей Гвоздев, Алексей Карпухин, Виктор Волков