Некоторые книги, не обладая значительными, чисто литературными достоинствами, тем не менее, стали явлением общественной жизни. Среди них весьма заметное место занимает, появившаяся в 1948 году, социальная утопия Джорджа ОРУЭЛЛА «1984». Автор, переставив в названии две последние цифры года выхода книги в свет, подчеркнул таким образом и некоторую отстраненность от современного ему общества, и наличие неразрывной связи с ним.

Пересказывать содержание этого произведения – задача неблагодарная. Каждый, кто его прочитает, найдет много созвучного своим взглядам на систему общественного и государственного устройства, но многое вызовет и отторжение.

Однако в любом случае нельзя не заметить, что речь идет не о каких-то идеологических клише – автор гротескно обостряет проблемы жестко структурированного общества. И вот тут сходство с современной «вертикальной» Россией несомненно. Особенно там, где описывается методика оболванивания граждан, манипулирования их сознанием.

Читая о «Министерстве правды», занятом изготовлением и распространением лживой информации и «Министерстве любви», воспитывающим ненависть, невольно вспоминаешь не только так называемую «Комиссию по противодействию фальсификации истории», возглавляемую г-ном Сванидзе, чьи взгляды на историю советского периода имеют характер болезненного извращения, но и значительную часть российских СМИ, целенаправленно зомбирующих граждан, а не информирующих их. Вспоминается и Министерство здравоохранения, которое иначе как Министерством здравоХОРОНЕНИЯ почти ник-то уже и не называет. Трудно забыть и о Министерстве труда и социального развития, давно достойного переименования в Министерство безработицы и социального упадка.

Но самые явные параллели можно провести, читая о «Словаре новояза» – нового языка, в котором слова меняют свой смысл коренным образом. Ведь любой, прочитавший хоть один официальный документ «новой России», с подобным «новоязом» хорошо знаком. Вроде бы правильные слова стоят в нужных местах – а с реальностью никакой связи. Начиная с Конституции, где утверждается, что Россия – социальное государство (не надо смеяться), до документов, имеющих весьма ограниченное распространение. С одним из них, благодаря Интернет-ресурсу Улпресса, граждане познакомились 23 июля 2010 года. Называется он «Кодекс служебной этики» и утвержден губернатором Морозовым. Доведись прочитать сие творение Дж. Оруэллу, не пришлось бы ему придумывать примеры использования «новояза». Нет, мы не утверждаем, что сотрудниками администрации Ульяновской области рождено нечто новое и особо выдающееся – не по силам им подобное. Просто будучи соотнесенным с хорошо знакомыми всем нам местными реалиями, производит данный продукт жизнедеятельности административного организма ошеломляющее впечатление.

Не станем пересказывать многословные формулировки, по новизне и информационной значимости соперничающие с классическими примерами прописных истин, типа «Лошади кушают овес», «Волга впадает в Каспийское море», и т.д., и т.п. Желающие насладиться сим «новоязовским» творением, могут найти его в архиве Улпрессы (http://ulpressa.ru/news/2010/07/23/article124969/). Пройдемся по принципам поведения гражданских служащих. Посмотрим, как их определяет Кодекс и соотнесем с собственными знаниями о реальном состоянии дел.

«ПРИНЦИП СЛУЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВУ». Хороший принцип, если не понимать его как служение вышестоящему начальнику. А ведь именно так трактует его большинство чиновников.

«ПРИНЦИП СЛУЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ИНТЕРЕСАМ». Не меняем ни одной буквы, ни одной запятой. Насладитесь ульяновским «новоязом»: «Гражданский служащий должен обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан, не допускать действий, сопряжённых с нарушением прав и свобод человека и гражданина.

Гражданский служащий не должен использовать своё влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и её ближайшего окружения за счёт интересов других социальных групп». Будь все так, какое бы благолепие настало!

Только вот вспоминается, как эти права и свободы систематически нарушаются и граждане вынуждены жаловаться во все инстанции – от мирового суда до Президента РФ и Международного суда, либо вообще идти на острые формы самозащиты, до голодовок и перекрытия дорог включительно. И что характерно, чем дальше инстанция расположена от гражданского служащего и чем меньше она от него зависит, тем более вероятно, что гражданин свои права отстоит. А уж, что касаемо недопустимости использования влияния и власти в интересах какой–либо из социальных групп, эта задача для нынешней власти из категории неразрешимых. Добиться прекращения такого использования в интересах криминальных групп и то не могут.

Декларирован в Кодексе и «ПРИНЦИП ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ»: «Гражданский служащий не должен допускать использование административных и других ресурсов исполнительного органа государственной власти Ульяновской области для достижения каких-либо политических целей, выполнения политических решений, задач.

При исполнении должностных обязанностей гражданский служащий должен поддерживать свою независимость от любого политического воздействия, не использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также не выражать публично своё отношение к указанным объединениям и организациям.». Как все выглядит в реальности, известно каждому. Тут и назначение на посты преимущественно членов «профсоюза чиновников», как давно уже называют структуру, именующую себя «политическая партия Единая Россия». Тут и использование всех ресурсов в интересах этого «профсоюза», особенно на выборах.

«ПРИНЦИП ЛОЯЛЬНОСТИ» обязывает кроме всего прочего, еще и «….уважать и корректно относиться ко всем государственным и общественным институтам». Ну, если в отношении государственных структур он еще как-то соблюдается то в отношении общественных…. Более или менее спокойно властью воспринимается существование различных декоративных псевдообщественных формирований, создаваемых, как правило, ею самой. Что же касается реальных общественных организаций и лично общественников, от власти независимых, то не только их вид, но и простое о них упоминание вызывают у чиновников посинение кожных покровов и учащенное дыхание. И дыбом встают все имеющиеся волосы, как на лице, так и по всему телу. События вокруг Общественной палаты первого созыва помните?

Впечатляет и упоминание о том, что гражданский служащий не должен «рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты». Это при том, что чиновники тратят громадные средства из бюджета на саморекламу. Одни только многостраничные интервью губернатора Морозова чего стоят. Правда, тут у чиновников есть отмазка – в крайнем случае могут заявить, что Кодекс не допускает рекламирования СВОИХ СОБСТВЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Поскольку же таковых реально не имеется, то и требования Кодекса не нарушены – распространять высосанные из пальца измышления он не возбраняет.

Упомянуто в Кодексе и об ответственности за нарушение его требований. Много красивых слов сказано о моральной ответственности. Ну, какая в берлоге мораль, известно. Впору ЕР эмблему менять – вместо медведя, образ которого они изгадили капитально, взять, например, гиену. Про которую стишок имеется: «От гиены не жди гигиены». Тогда и депутаты, имеющие погашенную судимость не только за экономические преступления, как заседавшие в ЗСО и городской Думе прошлых созывов, так и осужденные ранее за общеуголовные деяния, а также владельцы подложных дипломов, заседающие в ЗСО и Думе созыва нынешнего, покажутся праведниками в белых одеждах. Конечно, не ясна еще судьба г-на Прокина. Но судебная практика последних двух десятилетий позволяет и ему надеяться на благоприятный исход. В конце концов, не в краже мешка картошки обвиняют (за картошку точно бы посадили), тут речь идет о десятках миллионов бюджетных рублей – и размах, и организаторские способности наличествуют. Да и сам не бомж какой-нибудь, был министром правительства Морозова, членом его «команды» и даже, кажется, ЕР.

Нам могут задать вопрос: « Что же, неужели в этом объемном творении нет ни одного положения, которое бы не допускало двойных толкований и при этом исполнялось?». МОЖЕМ ОБРАДОВАТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ – ЕСТЬ ТАКОЕ. Обязывает Кодекс «….придерживаться делового стиля в одежде.» Так вот, в халатах, бермудах и пеньюарах никто из чиновников на службе не замечен. Правда, понятие «стиль» не всегда можно использовать применительно к внешнему виду некоторых руководящих дам. Одарили их по должности хорошим жалованием, позволяющем покупать любую одежду, в соответствии с имеющемся понятием о моде и красоте. Вот только вкус вместе с должностью не выдается. И коли судьба обидела, а мама не научила – ничего не поделаешь.

Такие вот дела. В целом обычный документ. А чтобы от него польза была и жизнь граждан он облегчил – это вы много хотите. Так, пожалуй, еще и реального исполнения декларированных в Конституции и законах положений возжелаете. А это уже утопия. Так что читайте Оруэлла и учитесь переводить с новорусского «новояза» на человеческий язык.

Аналитическая группа СВР, бригада переводчиков имени Дж. Оруэлла.