После выхода публикации «Поселения заарканили» («Симбирский обозреватель», №2), где мы рассказывали о реализации ФЗ-131, в редакцию позвонил Валерий Шишкарев, директор ОГУ «Центр занятости населения Карсунского района», и пригласил в гости в Карсун. Он сказал, что они нашли выход из непростой ситуации.
Уже при встрече выяснилось, что в Карсунском районе разработана и реализуется Программа самозанятости населения, не имеющая аналогов в Ульяновской области. Полное ее название «Увеличение налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований на основе организации временных и постоянных рабочих мест по производству животноводческой продукции на базе личных подсобных хозяйств (ЛПХ) граждан». Создателем проекта по праву можно считать директора ОГУ «Центр занятости населения Карсунского района» Валерия Шишкарёва, за плечами которого почти 20 лет работы в качестве руководителя сельхозпредприятия «Красное поле».
Интересное предложение
Крестьяне к Программе пока больше присматриваются. Рассуждают так: «Работать негде, в селе нет никакого производства. Частник, если он есть, не платит. Держать ЛПХ нет смысла: тут тебе и падёж скота, и его болезни, и бескормица. Производство животноводческой продукции низкорентабельно, цены на неё могут в любой момент обвалиться. Другими словами, сплошные убытки. А так хотелось бы поработать на себя, а не «батрачить» на чужого дядю». Где же выход?
Он есть. В Центре занятости безработному делают предложение открыть собственное дело, а для этого ему надо вступить в Программу, согласно которой его обеспечат для начала птицей или поголовьем свиней, дадут корма, гарантируют сбыт. Настороженность, однако, остаётся.
Впрочем, по признанию Валерия Шишкарёва, упований на массовость не было изначально. Более того, отбор участников Программы проводится достаточно жёстко. Бывает и так, что некоторым отказывают. Тем не менее, четверо-пятеро жителей в каждом селе дают предварительное согласие поработать «на общий кошелёк». В районе 20 сёл, значит, можно говорить о создании 80-100 рабочих мест.
«Мозговым центром» Программы стало ООО «Три плюс два», которое возглавил Александр Червяков. Получив в Центре занятости субсидию на открытие собственного дела, он организовал три постоянных рабочих места по производству свинины на базе ЛПХ в Большой Кандарати, Урено-Карлинском и Теньковке. Основной целью явилось повышение занятости населения, объединение усилий и финансовых средств ЛПХ, согласование их действий.
Более того, учитывая, что выделяемой в рамках самозанятости каждому безработному субсидии, а это 58,8 тысячи рублей, явно недостаточно, к реализации Программы стали подключать промышленные и сельскохозяйственные предприятия района, индивидуальных предпринимателей, безработных и граждан, желающих расширить свои ЛПХ. Первыми с «Три плюс два» заключили договоры о совместной деятельности предприятия «Карсунская швея», АММ «Русь», ОАО «Устье». Перечислили деньги для создания новых рабочих мест и вскоре стали получать от ЛПХ первую продукцию. Казалось бы, какой интерес у предприятий для участия в Программе. Но, как поясняет Валерий Шишкарёв, они, во-первых, включены в Программу по организации общественных работ. А во-вторых, и это, пожалуй, главное, руководствуются не столько экономической выгодой, сколько пониманием необходимости создания рынков сбыта сельхозпродукции: государство помогает им, они – ЛПХ.
Но и это, как оказалось, не всё. ООО «Три плюс два» включили в Программу поддержки занятости населения Ульяновской области. Таким образом, у него появилась возможность получать средства федерального и областного бюджетов на организацию общественных работ и содействие самозанятости безработных.
О программе словами участников
Производственные отношения между работодателем и работником в ООО «Три плюс два» отличаются от традиционных ещё одной особенностью. О ней лучше других расскажет Янина Бурыкина из Прислонихи. Было время, когда и она регистрировалась в качестве безработной в Центре занятости района. Получила субсидию, организовала собственное дело: занялась разведением свиней. Участие в Программе позволило ей прочно встать на ноги. Спустя некоторое время она заявила в Центр занятости две вакансии рабочих по уходу за животными с условием: характер работы – надомный, в режиме гибкого рабочего времени, зарплата – за фактически отработанное время. Особые требования – опыт работы, порядочность.
Одним из двух претендентов стала Наталья Куваршина из села Таволжанка. При их встрече в Прислонихе присутствовал один из инспекторов районного Центра занятости. Предлагаем вашему вниманию их диалог, который поможет лучше понять механизм создания временных рабочих мест.
Янина Бурыкина: «Предлагаю на вашей базе организовать рабочее место по выращиванию свиней, гусей, бройлеров. Зарплата будет зависеть от количества произведённой продукции, цены её реализации и суммы вложенных мной в это производство средств. Поясняю. Допустим, вы можете выращивать 10 голов свиней. Мы совместно определяем, где и по какой цене покупать поросят. Я за них расплачиваюсь, вы забираете. В настоящее время стоимость одной головы 2 тысячи рублей. Получается, за 10 головы затратим 20 тысяч рублей. Далее решаем, где вы будете получать корма. Пусть это будет КФХ «Губин» из рабочего посёлка Языково. Он будет отпускать зерно по 3 рубля за один килограмм. Рекомендую израсходовать его не более 6-8 тонн, чтобы откормить каждую голову до 75 килограммов в убойном весе. Предположим, вы уложились в 7 тонн зерна за 21 тысячу рублей. При достижении убойного веса начинаем животных забивать и реализовывать продукцию. Продаёт тот, кто может продать по более высокой цене. Например, я могу продать по 130 рублей, а вы по 150 рублей за килограмм – продавайте.
Мы продали мяса на 101 тысячу рублей. Вы брали 41 тысячу
рублей? Брали. Это мои деньги. Остаётся 60 тысяч рублей. Их
делим так: две трети – 40 тысяч рублей – ваша зарплата, одна
треть – 20 тысяч рублей– мой доход. Схема выстроена таким
образом, что нам невыгодно тратить много: если вы
израсходуете много, то вам ничего не останется, и я окажусь в
проигрыше: что вложила, то и возьму. Если мы с вами не будем
получать прибыль, то рабочее место закроется. А получать её мы
можем исключительно за счёт того, сколько произведём и с
какими затратами».
Наталья Куваршина: «В любой момент цены на продукцию могут резко упасть, а на составляющие для её производства, наоборот, подняться. Тогда вести дело будет бессмысленно».
Янина Бурыкина: «В этом случае мы закроем рабочее место. Много не потеряем: я не производила капитальных затрат, а вас защитит Закон о занятости населения. Но прежде позаботимся о том, чтобы подобного не допустить. Мы торгуем мясом на ярмарках, поставляем его промышленным и сельхозпредприятиям, всем, кто принимал участие в финансировании рабочих мест. Чтобы не сбивать цены, не отдаём продукцию перекупщикам. Самое главное, на вашу зарплату я направляю часть средств, полученных через службу занятости для организации дополнительных рабочих мест. Тем самым федеральный и областной бюджеты как бы дотируют нас и не дают нам закрыться».
Наталья Куваршина: «Меня не устраивает, что зарплату я получу только после реализации продукции, мне ведь надо на что-то жить».
Янина Бурыкина: «В течение года я буду начислять вам ежемесячно 2165 рублей из расчёта за четыре часа работы в день и за минусом подоходного налога. В течение года вы получите порядка 21 тысячи рублей. Но мы уменьшим наш доход не на 21, а на 14 тысяч рублей. Разницу в 7 тысяч рублей закроют бюджетные средства, полученных от государства на развитие занятости.
Наталья Куваршина: «Я могу содержать только восемь свиней. Но на это я не проживу. Поэтому взяла бы ещё 40 бройлеров».
Янина Бурыкина: «Сколько сможете содержать, столько и закупим. Подключим к решению вопроса Тамару Черняеву из Карсуна. Она работает в рамках нашей Программы и занимается производством мяса птицы. Все необходимые договоры я с ней заключу».
Добавим к сказанному, что в рамках достигнутого соглашения Наталья Куваршина получила от Тамары Черняевой 20 бройлеров и 100 кур-несушек. С учёта в качестве безработной её сняли.
В Карсунском центре занятости думают и молодежи. Так, буквально перед нашим приездом в Карсун у Валерия Александровича побывала на приёме молодая выпускница сельхозакадемии, ветеринарный врач. Решили, что она войдёт в Программу, будет работать у Тамары Черняевой и одновременно проводить ветобследование в хозяйствах, входящих в состав ООО «Три плюс два». Последнее, кстати, создало шесть временных рабочих мест и официально выставило 10 вакансий. Это помимо 26 участников рынка труда.
Трудности, конечно же, будут. В связи с засухой цены на зерно пошли вверх. Соответственно этому на мясо они на какое-то время упадут. Для ЛПХ это убытки. За исключением хозяйств, которые принимают участие в Программе: они от обвала цен застрахованы, их производство будет развиваться. Для этого, как мы уже видели, существует целая система гарантий.
Николай Шарынов