Об этом заявил президент ЗАО «Аэрокомпозит» Анатолий Гайданский в ходе презентации проекта строительства в регионе завода по производству конструкций из композиционных материалов, представленной генеральному директору Роснанотех Анатолию Чубайсу.

В рамках рабочего визита в Ульяновскую область Анатолий Чубайс в сопровождении Главы региона Сергея Морозова побывал на ЗАО «Авиастар-СП» – одном из основных предприятий авиационного кластера в регионе. Анатолий Чубайс и члены делегации госкорпорации посетили производство окончательной сборки, где осмотрели строящиеся лётные образцы новых лайнеров ТУ-204 СМ, посетили стапель стыковки отсеков этого современного отечественного самолета, ознакомились с программой по модернизации легендарных Ан-124 «Руслан».

Кроме того, Анатолию Чубайсу был презентован авиационный кластер, создающийся в Ульяновской области. По словам министра промышленности и транспорта региона Олега Гуляева, Ульяновская область имеет все основания претендовать на звание Авиационной столицы. Главная составляющая этого проекта – создание авиационно-промышленного кластера, объединяющего потенциал завода «Авиастар-СП», предприятий, выпускающих авионику, НИИ и КБ авиационного профиля, вузовской науки, высшего училища гражданской авиации. Для этого создан научно-производственный консорциум «Ульяновск-авиа», действует Авиационный Совет при губернаторе.

Определены и ключевые направления работы. В их числе – реализация ряда проектов на «Авиастаре». Кроме того, огромное значение для развития авиационного кластера имеет принятое уже в этом году решение Объединённой авиастроительной корпорации о строительстве в Ульяновске завода по производству композитного крыла. Также, в июне 2008 года Ульяновская область стала победителем федерального конкурса на право создания особой экономической зоны портового типа на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Основными направлениями деятельности резидентов станут логистика, техническое обслуживание и конвертация воздушных судов, а также производство авиационных комплектующих и самолетов. Формирование такой зоны позволит создать дополнительные возможности в развитии авиационного и транспортно-логистического кластеров. Кроме того, Правительством региона реализуются масштабные мероприятия по привлечению, подготовке и закреплению персонала на предприятиях авиастроительного комплекса

Как отметил в ходе презентации президент ЗАО «Аэрокомпозит» Анатолий Гайданский, в состав компании Аэрокомпозит входят три основных центра: конструкторский, технологический и производственный. Производственный центр и будет размещаться в Ульяновске на производственной площадке ЗАО «Авиастар-СП». Именно здесь будут изготавливаться так называемые «черные крылья» для российского «лайнера будущего» МС-21. В частности, планируется изготавливать консоль, крыло, центроплан, хвостовое оперение. В состав производственного центра войдут два завода. На первом из них будет вестись непосредственно производство композитных деталей, на стапелях второго – производиться композитная сборка готовых конструкций

На данный момент в Австрии ведется изготовление 10-метрового прототипа крыла МС-21 из композитного материала. К концу года прототип должен быть изготовлен и передан на испытания. По графику работ в ближайшее время должна быть начата контрактация по созданию завода в Ульяновске, при этом предполагается широкая кооперация с зарубежными и отечественными производителями. В 2013 году завод уже должен выпустить готовые изделия на первый самолет МС-21.

В настоящее время Аэрокомпозиту запланированы поставки необходимых композитных материалов зарубежного производства. Однако, как было отмечено в ходе диалога, в России на данный момент существует опытно-промышленная линия по изготовлению углеволоконных материалов, принадлежащая УК «Композит». По мнению Анатолия Чубайса, необходимо получить возможность использовать в производстве композитных деталей для воздушных лайнеров отечественные материалы. «Считаю, что подход к отечественному производителю должен быть особый. Здесь необходим неформальный элемент взаимодействия, чтобы у нас всегда оставалась альтернатива. Мы два года назад в Роснано приняли непростое для нас решение по развороту российского бизнеса, связанного с производством основы для нанокомпозитных материалов. Мы готовы предложить самые современные технологии и продукты, из которых в дальнейшем может изготавливаться «черное крыло». На сегодняшний день становится на ноги авторитетнейшая компания в области нанокомпозитов для авиастроения. Я надеюсь, что мы сумеем довести нашу дочернюю компанию УК «Композит» до стадии, когда она станет ключевым поставщиком для Аэрокомпозита, а значит и для Авиастара. Кроме того, по предложению Губернатора Ульяновской области, мы будем обдумывать возможность того, чтобы на площадке промышленной зоны в Ульяновске в будущем размещали следующие этапы своего производства и наши компании», – отметил Анатолий Чубайс.

Для справки:

В Ульяновской области будет построен завод по производству композитных конструкций

Соглашение о сотрудничестве при реализации этого масштабного инвестиционного проекта было подписано 15 февраля 2010 года в Москве. Документ подписали Губернатор – Председатель Правительства Ульяновской области Сергей Морозов, Президент, Председатель Правления ОАО «ОАК» Алексей Федоров и Президент ЗАО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский.

На территории региона начинается реализация инвестиционного проекта строительства завода по производству композиционных конструкций. Это современное высокотехнологичное предприятие будет размещено на промышленной площадке самолётостроительного завода «Авиастар-СП». Объём инвестиций в течение четырёх лет составит более 250 миллионов долларов. Ввод в эксплуатацию намечен на 2013-2014 годы, а в 2015-2016 планируется организовать серийное производство. При выходе на полную производственную мощность будет создано не менее 600 рабочих мест.

В результате реализации этого проекта в Ульяновске будет создано современное автоматизированное производство. Мощности нового завода рассчитаны на выпуск 30, 70 или 100 комплектов композитных крыльев в год в зависимости от производственной программы. Помимо крыльев на заводе будет организовано изготовление и сборка центропланов и хвостового оперения из композиционных материалов для семейства самолетов МС-21, самолета SSJ-100 и других перспективных воздушных судов, но изначально на заводе будут выпускаться композитные крылья для МС-21. Технологии производства элементов крыла, частей фюзеляжа и других конструкций из композиционных материалов на сегодняшний день являются одними из передовых в мировом авиастроении и позволяют значительно улучшить эксплуатационные характеристики самолетов.

В соответствии с действующим законодательством проекту будет предоставлен ряд преференций. В частности, нулевые ставки будут установлены по налогу на имущество и транспортному налогу, на четыре процента будет снижена ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет. Предусмотрено субсидирование затрат ЗАО «АэроKомпозит» на подведение, подключение и технологическое присоединение инженерных сетей. Данные льготы предоставляются на срок 8 лет со дня присвоения проекту статуса инвестиционного проекта, реализованного в особых условиях.

Для развития ульяновского авиакластера начало реализации этого проекта трудно переоценить. Помимо масштабных инвестиций, новых рабочих мест и внедрения наиболее современных технологий, создание нового производства позволит загрузить смежные предприятия, а также будет способствовать размещению на территории области поставщиков ЗАО «АэроКомпозит». Строительство завода по производству композиционных конструкций для области символизирует переход к этапу посткризисного развития и станет реальным вкладом в реализацию программы модернизации экономики страны.

ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА