Получив от Заволжского суда вердикт о незаконности утверждения тарифа на содержание и ремонт на 2009 и 2010 годы, «Жилстройсервис» («ЖСС») решил утвердить их задним числом (для домов ООО «ЖСС»), объявив об общих собраниях с 2 по 12 августа. Однако, большинство старших домов не пожелали участвовать в этой, как они говорят, авантюре. И тогда по квартирам сособственников с бюллетенями для заочного голосования пошли… дети.

Женьке (имя девочки изменено) очень нужны деньги. Помимо нее, у ее матери (одиночки, как уточнила Женя) еще двое маленьких. Да еще собака, которую подарили Женьке друзья, и от которой она готова избавиться хоть сейчас. Поэтому в субботу отправилась девчонка с родной Нижней террасы в новый город. В руках – пакет, набитый бюллетенями для заочного голосования. За один бюллетень обещают по 15 рублей, есть шанс заработать… С напарником, мальчишкой, Женька нажимает на кнопки вызова домофонов, заходит в подъезды и с опытом заправского агитатора «окучивает» разомлевших от жары жителей, вручая им бюллетени: «Голосование! Чтобы тарифы не поднимали, чтобы платить меньше».

В дверь позвонили, и жена, занятая на кухне консервированием, позвала меня: «Там из «Жилстройсервиса» пришли, выйдешь?» Странно, – подумалось мне. Суббота, полдень, жара. Какого лешего выгнали людей шататься по подъездам? Выйдя на площадку, увидел, что соседка из квартиры напротив уже беседует в каким-то мальчишкой. Никаких сотрудников «ЖСС» не было и в помине. Второй пацан с заученной фразой про голосование подошел ко мне и протянул бюллетень. Увидев таких «сотрудников» «ЖСС», я остолбенел. Попытался, было, намекнуть на молодость, но меня быстро «просветили»: «Нам уже по 14 лет, и у нас есть паспорта. Нас наняли». Любопытство брало свое, и я стал задавать «агитаторам» вопросы:

– Сколько же вам обещают заплатить?

– По 15 рублей за бюллетень.

– Независимо от того – «за» или «против» проголосуют люди?

– Ага.

– Почему фамилия председателя и секретаря собрания не вписаны в бюллетени? Как же мне голосовать?

– А вы поставьте «галочку», где хотите, а фамилии потом впишут.

– Кто впишет?

– …

– Почему бюллетени собираются хранить в ООО «УК ЖСС», ведь голосование проводится в домах другой управляющей компании – ООО «ЖСС»?

– …

В конце концов, мой агитатор позвал на помощь напарника, который разговаривал с соседкой: «Женька, объясни!» И тут выяснилось, что второй пацан – не пацан вовсе (мало ли девчонок коротко стригутся и ходят в брюках, как Женя). Девчонка сначала довольно резво и «убедительно» пыталась городить что-то свое, но потом набрала номер на сотовом телефоне: «Дядя Слава! Нам тут вопросы задают… Сейчас вам все объяснят», – и Женькина трубка перекочевала к моему уху. Но дяде Славе тоже не удалось ответить на вопросы по бюллетеню. Зато сообщил дядя, что «агитаторов» для голосования набирала… партия. И какая партия – тоже сказал: ЛДПР. Правда, цена за бюллетень отличалась от той, что сообщил мальчишка: «Нам за бюллетень платят по 10-15 рублей», – сказал дядя Слава. Но кто платит, – не сказал.

Чуть позже партиец перезвонил Женьке и стал диктовать фамилии председателя собрания и секретаря. У ЛДПР с «ЖСС», несмотря на субботний день, связь оказалась достаточно оперативной…

Когда заполненные бюллетени перекочевали в пакеты агитаторов, я предложил ребятам компоту. Пока пили, разговорились. Рассказала Женька про мамку-одиночку, собаку, и добавила: «Мне просто очень деньги нужны…»

Из чьего кармана, чьими деньгами расплатятся с Женькой и ее напарниками?

Если платить за все бюллетени, чтобы голосование задним числом «прошло», то понадобится, по моим подсчетам, около 100-150 тысяч. Если эти деньги выложит ЛДПР – однозначно возникает подозрение в ее финансовом «интересе» в деятельности «ЖСС» (впрочем, если не выложит – тоже возникает). Если расплатится «ЖСС», непременно появляется сомнение в правомерности и моральной чистоте такой операции.

Впрочем, сомнение уже появилось. Пусть старшие домов, понимая, на что они нарвутся, отказались проводить голосование. Но почему работники «ЖСС» сами не пошли по подъездам? А спрятались за детскими спинами?.. Да еще врать научили («чтобы тарифы не поднимали, чтобы платить меньше»).

О том, что с бюллетенями ходят подростки с Нижней террасы, сообщали мне и жители других домов. Больше того, рассказали, что руководство предприятий, с которыми сотрудничает «ЖСС», под угрозой увольнения «агитировало» своих работников, проживающих в домах «ЖСС», чтобы те обязательно проголосовали. Задним числом.

Деньги нужны всем… Но Женьке, например, все равно, что с нею расплатятся из денег, собранных с «окучиваемых» ею жителей. «ЖСС» знает, откуда деньги, и знает, что Женьке – все равно, но опасается угрозы перерасчета, а потому готово заплатить подросткам. Сотня тысяч – ничтожная сумма по сравнению с угрозой потерять миллионы. Что в этом процессе делают партийцы – вообще непонятно. Но от всеобщего понимания суть не меняется: «ЖСС» избавляется от своего прокола за наш счет. Очевидно, не опасаясь получить за голосование задним числом по заднему месту.