Аномальной жаре, стоящей сейчас в нашем городе, радуются, пожалуй, только отпускники. Остальная часть населения, вынужденная большую часть дня проводить на рабочем месте, изнемогает от невыносимой духоты. Что же должны делать работодатели, чтобы облегчить трудовую деятельность своих сотрудников?

Согласно установленным Гигиеническим требованиям к микроклимату производственных помещений (Санитарные правила и нормы 2.2.4.548-96), при температуре 28-30 градусов сотрудники вправе требовать от работодателя сокращение рабочего дня. Так, при 28,5 градусах рабочий день должен быть сокращен до 7 часов, при 30 градусах – до 5 часов, при 31 градусе – до 3 часов, при 32 градусах – до 2 часов, а при 32,5 градусах – до 1 часа. Чтобы было вынесено такое постановление, работодатель должен созвать комиссию и официально замерить температуру (сделать это могут сотрудники Центра гигиены и эпидемиологии).

Сокращение рабочего времени при температуре, выходящей за пределы допустимых норм, не единственная мера профилактики неблагоприятного воздействия жары на работников. Работодатели могут выбирать из нескольких возможных вариантов: сократить рабочий день, установить в помещениях кондиционеры, вентиляторы, оборудования для охлаждения воды. Как правило, руководство, чтобы не потерять прибыль, предпочитает снизить вред высокой температуры для здоровья за счет более дешевых средств – воды и вентиляторов. Однако подобные меры слабо защищают людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и пр.

Газета «ДЗ» провела небольшой социологический опрос работников различных организаций Ульяновска с целью выяснить их отношение к сокращению рабочего времени. На вопросы «Хотели бы Вы, чтобы рабочий день был сокращен из-за чрезвычайно жаркой погоды?» и «Какие меры предпринимают работодатели, чтобы сделать рабочий процесс более комфортным?», люди отвечали следующее:

Татьяна Комина, страховой агент (Росгосстрах):

– Работать в таких условиях просто невозможно! Холодная вода и жалюзи на окнах не спасают, а вентиляторы только гоняют горячий воздух. Конечно, рабочий день должен быть сокращен.

Наталья Малошик, продавец (ПК «Надежда»):

– Рабочие часы можно было бы и сократить немного. Тяжело, конечно, трудиться полный рабочий день, тем более, что кондиционеров в помещении нет. Спасаемся тем, что открываем пошире двери и выходим иногда подышать на улицу.

Жанна Ибрагимова, кассир (компания «Пятерочка»):

– У нас на работе из трех кондиционеров работает только один. Естественно, он проветривает не весь торговый зал, а в подсобных помещениях вообще дышать нечем! Я не вижу смысла в сокращении рабочей смены (часом больше, часом меньше – какая разница?), но очень хочу, чтобы починили остальные кондиционеры.

Лилия Наумкина, бухгалтер (компания «Пятерочка»):

– Да, я бы хотела, чтобы рабочий день был короче! В такую жару работать очень тяжело, самочувствие ужасное. В офисном помещении, к сожалению, нет ни кондиционеров, ни вентиляторов. Остается ждать похолодания.

Екатерина Филиппова, специалист справочной службы (Ульяновский филиал компании ЗАО «НСС»):

– Нам не требуется сокращение рабочего дня. К счастью, мы не испытываем на рабочем месте дискомфорта из-за погодных условий, так как работодатель обеспечил нас всем необходимым: в помещении работают кондиционеры и установлены специальные автоматы для охлаждения воды. Но если помещение не приспособлено для работы при такой жаре, то, несомненно, рабочий день должен быть сокращен, люди не должны страдать.

Евгения Одаренко, монтажница радиоэлектроаппаратуры (Ульяновское Конструкторское Бюро Приборостроения):

– Наши цеха прекрасно оборудованы кондиционерами, где держится вполне комфортная температура 25-26 градусов, но все равно нам сместили рабочий график на более ранние часы. Я знаю, что на заводе «Утес» в основных цехах смену из-за жары сократили на 2 часа.

Получается, что благоприятные условия работы при высокой температуре зависят от материальных возможностей и желания работодателей обеспечить своих сотрудников кондиционерами или же сократить рабочий день. Тем работникам, которые лишены подобных благ, остается пока только пошире открывать двери и окна в ожидании мимолетного сквознячка.

Елена ВАСИЛЬЕВА