«Хочу, чтобы мальчишек называли Русланами!» Эти слова – фраза старшего шеф-пилота летной группы Ан-124-100 из ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» Владимира Алексанровича Струнаева. Личность эта, можно сказать, легендарная – только на «Руслане» он налетал 5 тысяч 415 часов. А еще были АН-2, Як-40, Ту-154…
Владимир Александрович считает, что Ульяновск по праву претендует на звание авиационной столицы России и очень высоко оценивает работу губернатора Сергея Морозова и правительства региона по формированию авиационного кластера и привлечению инвесторов в эту сферу. Действительно, в нашем городе расположены Ульяновское высшее училище гражданской авиации, авиастроительный колледж, флагман отечественного авиастроения ЗАО «Авиастар-СП», ООО «Волга-Днепр», «Полет» и другие предприятия, связанные с авиацией.
Геннадий Свияжский – еще одна замечательная личность. В свое время закончил Казанский авиационный институт, а в 1990 году с должности главного металлурга вертолетного завода в Башкирии его перевели в Ульяновск, на «Авиастар».
– Мое поколение уже на излете, а молодежь практически не обучена. Надо передавать опыт, – поясняет Геннадий Яковлевич. – На «Авиастар» в свое время ехали за романтикой, за жильем. Молодежь -наше будущее, будущее завода и всего Ульяновска.
Для подготовки и тренировки пилотов, бортинженеров и других специалистов на самолеты АН-124 «Руслан» в ООО «Волга-Днепр» имеется единственный в мире тренажер.
– На нашем тренажере, – говорит пилот первого класса Валентин Мащенко, – можно смоделировать 1200 отказов различных систем и приборов самолета. Тренажерные тренировки вселяют в пилотов, бортинженеров и других специалистов уверенность, обеспечивают слаженность в действия экипажа, к примеру, при пожаре, отказе двигателя и в других нештатных ситуациях. Пилоты, в реальных условиях, уже не растеряются – экипаж четко знает, что и как делать, чтобы посадить могучую машину даже при отказе одного-двух двигателей. У нас классные инструкторы, а Ульяновск – город авиационный.
А помнится, что в 80-е годы прошлого века строительство авиационного завода под Ульяновском на Западе воспринималось как подлинная сенсация. Мало кто верил в «русское чудо». Бригадир плотников-бетонщиков ДСК Владимир Бочкарев рассказывал, что один известный бизнесмен готов был на спор съесть свой галстук, если в небо над Волгой до 2000 года поднимется хоть один ульяновский самолет. Ульяновский авиационно-промышленный комплекс -УАПК, строила вся страна – и самолет взлетел! Случилось это 30 октября 1985 года. Погода с утра была, прямо скажем, пасмурная, нелетная. Для первого полета совершенно нового во всех отношениях лайнера, наверное, требовались идеальные погодные условия. Но время поджимало… Когда громадная четырехмоторная машина, длиной 69 метров, оторвалась от земли, все испытали что-то вроде шока. Этот авиалайнер – подлинное чудо авиационной техники 20 века, до сих пор не превзойден по многим параметрам. Поэтому с таким воодушевлением авиастроители, летчики да и все ульяновцы восприняли решение о возобновлении производства «Русланов» на ЗАО «Авиастар-СП».
Александр Лайков