В начале августа мне удалось присоединиться к фольклорно-этнографической экспедиции, организованной несколькими энтузиастами «от науки». Мы посетили ряд сел Майнского и Сурского районов нашей области. Кувайский ворожец Первые три дня участники экспедиции провели в селе Большой Кувай (Сурский район). Основной целью было завершить сбор сведений об уникальном кувайце, о котором до сих пор сохраняют память как жители нашей области, так и соседних регионов. Речь идет об Иване Кузьмиче Ерошкине – местном провидце и предсказателе, обладателе редких способностей, подтвержденных многочисленными свидетельствами очевидцев. Пропадет ли теленок, украдут ли ценную вещь, приключится ли какая хворь – все идут к Кузьмичу. – Тятяка всегда говорил: «У меня – как в кино, вот показывают, как в кино: кадры вот такие вот!» – рассказывает внучка провидца, пытаясь описать то, как происходил сам процесс ворожбы. Предсказатель накрывался «куфайкой» и объяснял гостю, где искать пропажу (или лекаря, который поможет), основываясь на образах, являющихся ему в искусственно созданной темноте. Ласковое «тятяка», по словам родственницы Кузьмича,было принято в их семье вместо «дедушки». Вообще, судя по отзывам многих жителей, Ерошкин был неординарным человеком не только из-за способности предвидеть будущее. Переживший в сталинские времена ссылку и тюремное заключение, он, помимо всего прочего, обладал недюжинной физической силой (нагружал телегу дровами до тех пор, пока сам мог приподнять ее за заднее колесо, – тогда только позволял лошади везти повозку), а также был одним из лучших валяльщиков валенок в округе. Приведем в качестве примера описание лишь одного случая, связанного с помощью кувайского провидца: – Один раз дежурный в районной милиции задремал, а его начальник зашел, увидел, что тот спит, взял у него печатную машинку и спустил на веревке в колодец. А в то время за такую пропажу могли очень строго наказать. Ну, дежурный подумал-подумал – и поехал к Кузьмичу. Тот накрылся и говорит: «В колодце твоя машинка! А вор – рядом с тобой сидит!». Дежурный вернулся и вытащил машинку из колодца. Начальник его спрашивает: «Ты как узнал, где она была спрятана?» – «К Ерошкину ездил!». Начальник говорит: «На пятнадцать суток его за это посадить надо!». Ну, сказал – и ладно. А наутро Ерошкин сам заявляется в милицию. Его спрашивают: «Ты чё?» – «Вы же вызывали, товарищ начальник!» – «Ну, говорил про тебя… Вот ты лучше скажи, что у меня в кармане есть? Скажешь – отпущу!». Кузьмич прикрыл глаза кепкой и потом отвечает: «Три рубля денег! От жены спрятали, пропить собираетесь!». Начальник в ответ выругался и отпустил его на все четыре стороны. Умер Ерошкин в 1980 году, оставив после себя не только добрую память, но и ряд предсказаний о далеком будущем Большого Кувая. Так, по его словам, через некоторое время на месте этого села возникнет город, а на знаменитом тихвинт ском роднике (названном так в честь явившейся здесь тихвинской иконы Божьей Матери) будет санаторий (лечебница). Привыкшие к тому, что многие пророчества Кузьмича сбывались, кувайцы относятся к этим предсказаниям с доверием: кто знает, как изменится судьба их малой родины с течением времени? Засуха: фольклорные методы борьбы Экспедиция проходила в период аномальной жары: от немилосердного солнца не спасала даже постоянная дымка, сопровождавшая нас на протяжении всей поездки и создававшая ощущение нереальности и сказочности всего происходящего. Понятно, что в такую погоду одной из самых актуальных проблем была борьба с засухой. Дождь в ульяновских селах вызывали (и до сих данная практика сохраняется) по-разному. Например, в Майнском районе в могилу к недавно похороненному удавленнику втыкали осиновые колья и выливали несколько ведер воды, чтобы покойник «напился». – Не поспеем дойти до дому, а уж дождь начинается, – рассказывает нам одна из бабушек, не раз участвовавшая в этом действе. В Сурском районе с этой же целью поступают несколько иначе: в гроб к любому умершему человеку (не только удавленнику) кладут бутылку с водой. После того, как покойника хоронят, – идет дождь. Во многих селах нашей области также совершали молебен о дожде, для чего жители сходились на какой-нибудь ближайший водоем (лучше, чтобы это был родник, уже как-то отмеченный присутствием сакрального: например, явленной там иконой) и молились о ниспослании долгожданной влаги. Иногда для того, чтобы спровоцировать дождь, убивали лягушку. Надо сказать, что в этом году все методы вызова дождя оказываются не очень эффективными. Как говорят участники этих ритуалов, максимум чего можно было добиться – кратковременных ливней и неприятных ураганов. – Видно, приходят последние времена! – посетовала одна из бабушек и припомнила, что последний раз подобная засуха была в начале семидесятых годов прошлого века. Тогда летняя жара «уравновешивалась» жутким морозом зимой, который совсем не способствовал урожаю. Кезьминский замок Последние несколько дней нашего путешествия мы провели в селе Кезьмино. Прежде всего, село впечатляет великолепной усадьбой купца первой гильдии Крылова, в которой в настоящее время располагается средняя школа (на фото). Рассказывают, что раньше с балкона усадьбы до церкви (также выстроенной на средства помещика) шла навесная дорога, по которой барыня, «обмахиваясь веером», нисходила на церковную службу. Как поведали нам местные жители, до сих пор от «замка» до остатков величественной церкви существует подземный ход, правда, наполовину засыпанный. Кроме того, поговаривают, что в местной школе регулярно видят призрак женщины (предположительно – той самой барыни). Оборотни, колдуны и знахари И в Сурском, и в Майнском районе жители нередко рассказывали нам о людях, умеющих оборачиваться, наводить и снимать порчу, лечить от самых тяжелых недугов. Например, в одном из сел Майнского района удалось записать рассказ о том, как некий мужчина, используя двенадцать ножей (их располагают на земле в определенном порядке, – острием вверх), переворачивался в собаку и козла. Однажды молодежь шла ночью из клуба, видят: сидит у дороги козел. Они – мимо, а он спрашивает: «Робитешки, закурить не найдется?». Те – понятное дело – врассыпную. Что касается колдунов и знахарей, то с ними, как уверяют местные жители, и сейчас можно столкнуться фактически в каждом селе. За время экспедиции нам удалось встретиться с тремя «знающими» людьми, специализирующимися на лечении рожи, ангины, снятии сглаза и т.д. Поскольку в процессе экспедиций разных лет мне посчастливилось неоднократно встречаться с подобными людьми и беседовать с ними об их целительской практике, – волей-неволей приходилось замечать сходные черты в их поведении и судьбе. Например, если знахарь не шарлатан (т.е. действительно на определенном уровне оказывает помощь людям), нередко толчком к целительству для него служит какая-либо жизненная трагедия, случившаяся с ним или его близкими. Другими словами, открытию необычных способностей часто сопутствует неординарная жизненная ситуация. Села, которых нет Рассказ об этой поездке не был бы законченным, если бы я не упомянул о нашем посещении села Помаево. Когда-то это был достаточно крупный населенный пункт со своей школой, церковью, традициями и размеренной жизнью. Сейчас этого села нет. Долгие поиски привели нас к почти совсем разрушенной деревянной церкви и едва заметным проталинам в кустарнике – все, что осталось от совсем недавно живого села. К сожалению, это не единственный пример: окончательно исчезли Степановка, Козловка, Акуловка и др. Жизнь имеет свои законы: молодежь перебирается в город и села покрупнее; оставшиеся старики умирают и – через какие-то несколько лет – село навсегда уходит в небытие… Благодарности Эта поездка не была бы столь продуктивной, если бы нас не приютили с поистине сельским радушием и добротой директора средних школ Большого Кувая и Кезьмино Сергей Лариончев и Николай Горшков, которым огромное спасибо! Кроме того, от всей души благодарим Марью Яковлевну, завхоза кезьминской школы, изба которой на целых три дня стала нашим временным домом. Евгений Сафронов Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Людмила
Очень интересуюсь местами, где родились и жили мои родители, дедушки, бабушки… Составляю родословную. Спасибо за сайт, где можно узнать о Большом и Малом Кувае. Собираемся приехать летом, найти могилы дедов, дедушкин дом. Если бы были большие деньги, я бы вложила бы их в строительство города на месте с.Кувай. Это родина моих предков. Она поистинне интересна своей историей, людьми, природой. Пусть никогда не исчезнет это название, пусть благодаря хорошим людям возродится и процветает Кувай.
Людмила
Интересно написано о целителях. Моя мама Козикова Александра Григорьевна, род.д.Малый Кувай,папа Тявин Федор Дмитриевич в д.Б.Кувай. В период раскулачивания, примерно в 30-32 гг. вынуждены были уехать. Осели в Самарской обл.Жили в д.Вулкан. Медпункт не работал, обращались к маме. ЕЕ знали в Больнице в с.Тростянка и доверяли ей. Когда переехали в Самару, к маме приезжали со всего Союза, был у ней Елизаров из Кургана, изобретатель аппарата Елизарова для растяжки костей. Оставлены в книге многочисленные записи тех, кто лечился у нее. В Самаре(огромный город) ее знали многие. Оказывается в Кувае много целителейбыло. Очень интересно. Я думала, что такой дар был только у моей мамы.