Центр по изучению жизни и творчества нашего земляка – великого русского художника Аркадия Пластова, что на улице Гончарова, получил новый импульс развития.

Душа Центра А.А. Пластова и его заведующая Татьяна Верещагина совместно с внуком художника Николаем Пластовым при поддержке областных властей более двух лет работают над созданием здесь музея.

О том, как продвигается дело, она рассказала корреспонденту «УС»:

– Мы готовимся к 120-летию со дня рождения Аркадия Александровича, которое нам предстоит отметить в 2013 году. Время идет быстро, поэтому составлен масштабный план, который называется «120 шагов к Пластову». И на этом пути, в здании Центра на Гончарова, 16, уже произошли реальные сдвиги.

Ремонтируется помещение первого этажа, которое выделено под музей. Напомню, что это здание, построенное в начале ХХ века, мемориальное, оно является памятником истории и культуры муниципального значения. Первоначально оно предназначалось для Симбирского первого высшего начального училища. Здесь преподавал первый учитель Аркадия Александровича -Дмитрий Архангельский. Документально доказано, что Пластов, будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, открывал в его стенах свои персональные выставки. И в газете «Сим-бирянин» его уже называли известным московским художником и выражали надежду на блестящее будущее в искусстве, что, как мы знаем, и исполнилось.

Вот почему сейчас восстанавливается, насколько это возможно, исторический облик помещений будущего музея. Будет пять экспозиционных залов и коридор, оборудованный под выставки. Автор проекта художественного офомления экспозиции – Виктор Академов. Кроме того, в музее появятся комната для сотрудников и хранилище. На все из областного бюджета выделено более шести миллионов рублей.

Историко-мемориальная экспозиция будет посвящена одному нашему герою. Ее основная идея заключается в том, что творчество художника является цельным и последовательным. Он изначально шел к своим вершинам. С молодости задумав создать эпопею крестьянской жизни, Пластов завершил замысел к концу своих дней.

Первый зал – мир Прислонихи, родного села живописца, мир его детства и созревания личности. Здесь же будет рассказываться о родителях Пластова, о его учебе в Симбирске и в Москве. Зрители впервые смогут увидеть редкие документы и фотографии из семейного архива Пластовых и архивов ульяновских музеев.

Хронологический принцип будет соблюдаться и дальше. 20-40 годы – тема следующего зала. Там появится уголок мастерской художника, разместятся материалы о его семье, работе над военной темой. Наряду с подинными произведениями свое место займут компьютерные копии наиболее известных картин. Это неизбежно, потому что, например, «Колхозный праздник» увидеть сейчас нельзя нигде. Он находится в запасниках Русского музея в Санкт-Петербурге. А разговор о творчестве Пластова без этой основополагающей работы просто невозможен. С ней он стремительно ворвался на арену искусства страны и еще в довоенные годы завоевал себе известность. Славу же на мировом уровне Аркадий Александрович снискал в Великую Отечественную войну благодаря картине «Фашист пролетел».

Следующий небольшой и самый мой любимый зал будет представлять собой деревенский уголок. Там должны появиться макет колодца, флористическая композиция. Тему Родины представят картина «Родник» и другие работы 50-х работ. Хотелось бы, чтобы одну из стен заняли иллюстрации Пластова к классическим произведениям русских поэтов и писателей. По ней можно проводить отдельную экскурсию. Точно так же в предыдущем зале мечтаю сделать раздел по библейской теме, которая у живописца идет буквально с момента становления его творчества.

В четвертом зале расположится экспозиция, посвященная 50-60-м годам, с подлинными произведениями и произведениями, представленными компютерными копиями, а также – с кистями, мольбертами, другими личными вещами живописца.

Атмосфера высокого творчества мастерской Пластова должна царить в пятом зале. Тут место для рассказа о последних годах его жизни, похоронах. Будет представлена посмертная маска Аркадия Александровича. Обязательно прозвучит оптимистическая нота, ведь остались наследники его творческого метода. Это не только художник Виктор Киселев, но и сын, и внук Пластова. У нас достаточное количество их произведений, чтобы показать линию непрерывающегося пластовского влияния.

Будет задействован коридор. Надеюсь, что на открытии экспозиции там появятся работы воспитанников Карсунской детской школы искусств, которая носит имя Пластова, и преподавателей, которые проводят в Карсуне пленэры.

К 15 ноября музей должен принять первых посетителей.