Подчеркну сразу, во избежание недоразумений и разночтений, у меня масса претензий к губернатору по поводу не решенных проблем, накопившихся проблем, и особенно по вопросу механизма подбора кадров.

Но, все эти вопросы решаемы, если проводить адекватную, а главное последовательную политику. Безусловно, у меня мышление технократическое и отчасти формализованное, поэтому я не спешу из частных случаев делать общие выводы, тут есть такие неоднозначные моменты, которые характеризуются известным явлением парадокса Рассела, не четкой логикой Заде и иными, априори известными элементами теорий управления.

Но, к сожалению, как я ранее уже говорил, в аппарате губернатора практически нет технарей и тем более математиков, которые могут заранее прогнозировать последствия принимаемых решений. И предупреждения, тут тщетны, просто глас вопиющего в пустыне.

Хотя иногда бывает забавно, когда видишь абсурдность решений изначально, а потом чиновники-гуманитарии приходят к такой же мысли эдак через годик.

Пожалуй начну с того, что уж совсем плохо:

1. Информационное обеспечение решений губернатора, его заместителей и руководителей подразделений – совсем ни к черту, и это основная беда качества принимаемых решений. Грубо говоря, решения принимаются на основе цифр высосанных из пальца, или как говорит незабвенный премьер: “выковырянных из носа и размазанных по бумаге” ; Достаточно спросить чиновника об азах принятия решений, как он тут же начинает плыть. Многие чиновники не способны дать ответ на элементарные вопросы: какие решение принимаются на основе качественных оценок, какие на базе количественных показателей, а для каких случаев пригодны относительные.

Не правильно выбранная “точка отсчета” может привести к правильному результату лишь случайно.

Совершенно верно, депутат ЗСО Ростислав Эдварс ставил вопросы по ОЦП “Молодежь” – подчеркивая, что нет достоверной информации о текущей ситуации, и поэтому непонятно, на что следует обратить внимание, как расставить приоритеты, и уже в силу этого невозможно оценить конечный результат, получается пустая трата сил и средств.

2. Неопределенность результата, как выше уже написано, отсутствие достоверной информации о текущей ситуации, делает неопределенными конечные результаты. Более того, сами команды и распоряжения губернатора именно из-за этого заведомо дефектны. К примеру: Губернатор дает распоряжение – создать 10 000 рабочих мест! Чиновники бодро говорят – есть! И начинается имитация бурной деятельности и бумажные карусели отчетов и переписки.

Стоп! А какова собственно структура безработицы в регионе? Сколько докторов и кандидатов наук не у дел, по каким профессиям? Сколько лиц с высшим образованием, с каким именно? Сколько педагогов, конструкторов, технологов – сидят без дела? Сколько токарей, фрезеровщиков, сварщиков – остались без работы? И главное – почему все они без работы?

Для начала нужен анализ причин: а) сокращение производств, учреждений? б) перепроизводство специалистов ВУЗами и техникумами? в) отсутствие программ переподготовки и перепрофилирования специалистов? г) не правильно определенные приоритеты программ самозанятости? – только после многофакторного анализа, можно дать четкое указание, что не просто создать 10 000 рабочих мест, а конкретно по специальностям, квлификации и т.п., вот тогда будет нормальный результат, или не будет результата, но в последнем случае как раз и можно спросить с исполнителей – а где результат? Что вы мне подсовываете филькину грамоту – о количестве дворников и привлеченных на общественные работы в качестве “смотрящих на пожары”?

3. Нечеткость сроков исполнения, пожалуй самый пагубный элемент системы управления, тут вопросы ответственности исполнителей, если исполнитель знает, что за не достижение результата с него будет жесткий спрос, вплоть до увольнения, то он начинает аргументировано оспаривать указания вышестоящего руководства, понимая, что либо он сейчас вылетит с должности, либо чуть позднее, но уже за неисполнение распоряжения. И это стимулирует его мыслительную деятельность. Более того, тут, как раз от подчиненных начинают поступать конструктивные предложения, если они компетентны в своем вопросе разумеется. А вот когда у исполнителей, нет возражений, нет предложений – симптом опасный для системы управления, значит им все равно, и они уверены начальник сегодня сказал, а завтра забыл, и ответственности никакой не будет.

Текущая реструктуризация системы управления областью, показывает, что пока речь идет о полумерах. Например, я не вижу что бы было четкое понимание схем и принципов управления. С одной стороны создание министерства внутренней политики – безусловно шаг в нужном направлении, но и тут есть над чем поразмышлять, нежели вся внутренняя политика – это пресс-служба и молодежная политика? Что, а других проблем мало?

Сели посмотреть внимательно на вопросы внутренней политики, то вопросов хоть отбавляй, это:

– социальная политика в регионе (90% – всех проблемных аспектов деятельности губернатора, так или иначе сводятся к социальной политике). Согласен, что есть Министерство труда и соцразвития и вроде бы это его функции. На самом деле нет, у этого министерства исполнительные функции, ему бы успеть разгрести текущие вопросы, с теми же путевками для инвалидов, с оказанием помощи малоимущим и пр., с политикой они всегда опаздывают, поскольку созданы и настроены для того, что бы работать по факту, а не на упреждение. Следовательно, социальную политику нужно выстраивать, определять параметры и индикаторы позволяющие затем говорить о повышении качества жизни населения. К примеру, по той же самозанятости, нужно менять схему работы принципиально, оказывая помощь и поддержку тем, кто не только озабочен самозанятостью, но и имеет реальную возможность создания дополнительных рабочих мест, и соответственно степень его поддержки правительством области должна определяться количеством создаваемых им рабочих мест, востребованностью в его услугах и продукции прежде всего регионом, т.е., какие потребности региона перекрываются созданными малыми предприятиями. Далее, поддержка должна быть не эпизодической, не разовой, и тем более не формальной, а должна быть система сопровождения деятельности создаваемых предприятий. Иначе просто прожрут полученные средства и завтра вновь появятся на бирже труда (по недоразумению названных “центрами занятости”).

Продолжая тему внутренней политики в регионе, подчеркну, что приоритеты расставляю субъективно, на основе собственных наблюдений и соображений, вопросы здравоохранения, образования и прочие социальные – отнесены мною к социальной политике.

2. Политика общественно-политической активности населения. Тут два направления, которые Дмитрий Медведев в своих выступлениях настоятельно просил никогда не смешивать, т.е. партии НЕ ДОЛЖНЫ поднимать вопросов о защите прав человека, поскольку у них совершенно иная забота: “борьба за место под Солцем”, а общественников-правозащитников просил не заниматься политическими спекуляциями (см. блог Президента, сюжеты встреч с правозащитниками, и с оппозицией). К сожалению, регулярное вмешательство г-на В. Корнева, абсолютно абсурдные и не компетентные, буквально завели губернатора в глухой тупик. Из которого сложно выбраться, НКО – оказались в состоянии изоляции от власти, а оппозиция празднует успех и требует отставки губернатора.

В целом подобные действия, следовало бы расценивать как политическую диверсию под губернатора, чей политический портрет приобрел красно-оранжевую окраску, из-за принятых им же решений. Губернатор так долго шел на уступки красно-оранжевым, что их технологию “абсурдного протеста”, т.е. лишенного всяких оснований, следует назвать эффективной. На самом деле, технология очень проста, в массы вбрасывается слух, о том, что власти намерены ущемить права граждан, потом раздаются щедрые посулы различным категориям недовольных граждан: бывшим военным обещают добиться повышения пенсий, обманутым дольщикам квартир, работникам предприятий повышения зарплаты… только бы они поучаствовали в акции протеста, а потом, участникам протестной акции внушается мысль, что одной акцией не обойтись, что они должны поддерживать друг друга, и вот тогда уж обязательно… они добьются исполнения мечты.

При этом, на самом деле, все эти протесты, не более чем борьба за власть и кусочек бюджетного пирога, чистая манипуляция толпой, приемы отработанные ещё доктором Геббельсом.

Как губернатор вляпался в эту историю? Честно, ума не приложу, поскольку его обещания идущие в разрез с компетенцией, поощряющие экстремизм, отучающие граждан от правового решения вопроса, это дорога в никуда. Чем чаще губернатор идет на уступки, тем легче поднять и завести толпу абсурдными лозунгами в защиту мнимых прав. Что ж, губернатор должен сказать большое спасибо тем своим помощникам и советникам, которые его затянули в эту политическую ловушку.

Завести народ, дело не хитрое, а вот успокоить куда хитрей.

Отмечу при этом, полную бездеятельность всей политэлиты “Единой России” в регионе, вместе с руководителем И.Тихоновым, который появляется исключительно в период выборов, и озабочен проведением процесса распределения средств на предвыборную компанию, но какого-либо противодействия оппозиции от него не дождешься, тем более разумного и конструктивного, от появления В.Корнева на людях вреда тоже больше, чем пользы, депутаты “ЕР” действуют в разнобой или вообще не действуют, как показывают события текущего года, даже на своем участке они не могут быть полезны. С.Кузьмин начудил как смог во время голодовки учителей, остальные депутаты вместе с В.Гвоздевым провалили все свои попытки публичной политики, не сумев решить ни одного вопроса. Это отдельный разговор о наших политиках, и их роли в жизни общества, отмечу, что публичных политиков среди наших депутатов-единоросов, практически нет. За редким исключением, тот же ранее упомянутый Ростислав Эдварс, пожалуй единственный, кто способен вести диалог с толпой.

Гораздо больше толку от депутатов от оппозиции Бударина и Антонцева, умеющих разъяснить людям, где они правы, а где их ввели в заблуждение оппозиционные демагоги и несостоявшиеся депутаты.

В целом, в регионе нет никакой общественно-политической политики, даже в первом приближении. Есть созданные на бумаге советы, комиссии и комитеты, есть номинальная Общественная палата, но политики нет, это уж извините.

3. Демографическая политика, как бы сказать помягче? Скажу так, она есть условно, местами, клочками и не систематизирована, не скоординирована. Каждое ведомство тянет одеяло на себя. И создается впечатление, что даже концепции нет. И это при всем том, что более 20% детей (а следовательно и семей), находятся за гранью прожиточного минимума, нуждаясь в дотациях, пособиях и компенсациях, без которых им не выжить. Очевидно, что демографическая политика, как-то понимается властями превратно, всё сводится к акциям: “Роди патриота” и второй, более известной в народе как “день зачатия”. На самом деле, демографическая политика это более сложный комплекс проблем, от натальной медицины и охраны репродуктивного здоровья, снижения показателей по социальным заболеваниям, до обеспеченности жильем и работой. Кроме этого, сюда же следует относить – продление работоспособности населения, снижения показателей инвалидности, врожденных патологий, травматизма, гибели и суицидов, преступлений против жизни и здоровья, увеличение срока жизни населения и иммиграционная политика, как дополнительный фактор. У нас же не только никто не едет, так и свои, каждый четвертый готов уехать куда угодно.

Вот результаты непродуманной политики, в том числе и демографической, поскольку люди ищут где лучше.

Можно писать про инвестиционную политику и пояснять, почему инвесторы не идут в регион, про отношение к строителям ( о чем впрочем уже высказался Владимир Путин в Волгограде), про отношение к прессе, не столько информирующей общественность сколько дезинформирующей, но за счет бюджета и ещё с десяток направлений внутренней политики.

Положим, губернатор загнал себя в ловушку сам, подобрав таких помощников и советников, которые его устраивают, но работать не могут. Создав вместо рабочей системы управления регионом, сборище подхалимов и лизоблюдов. Среди которых, специалистов ещё поискать нужно. Они, специалисты безусловно есть в аппарате правительства, но когда художнику в работе начинают помогать маляры, то результат в итоге выглядит неважно, надо сказать.

Понятно, что губернатор постоянно уступая и уступая политической оппозиции, проиграл пока куда больше, чем приобрел. При этом, мне известна та “лапша”, которую ему вешают на уши, выдавая социальные протесты – за политические акции и наоборот. Что означает, специалистов в окружении губернаторов не много.

На самом-то деле, вопрос стоит гораздо проще, есть ли за акцией правовая основа или нет? Действительно речь идет о нарушении прав, или это попытки давления на власть, политический шантаж, если вообще не рейдерство и не нарушение принципов конкуренции.

Накладывая на систему управления регионом, известные мне шаблоны управления, сделаю вывод, что командно-исполнительная часть вполне рабочая, и губернатор вполне нормально выполняет свои обязанности в этой части, т.е. как к линейному командиру к нему претензий нет, а вот штабная часть… где она? Министерство внутренней политики только в стадии формирования, поскольку ранее В.Корнев только имитировал работу аналогичного министерства, это не в упрек ему, это в упрек губернатору, не нужно ставить врачей в политики не их это работа, чем дальше они от политики тем лучше для всех. Штаб который бы занимался так сказать, внешней политикой (за пределами региона) находится в загоне, как воинская часть на консервации.

Штаба по инвестициям и инновациям вообще нет, а штаб по безопасности обезглавлен и не кому координировать взаимодействие федеральных служб на территории региона.

Хм, про информационно-аналитическую группу вообще писать не хочу, поскольку разговор буквально ни о чем получится.