Министр экономики региона Олег Асмус слывет интеллектуалом и надо сказать заслуженно, он тонкий и ироничный собеседник, способный объяснить все сложности и перипетии экономического развития Ульяновской области.
“Низкие доходы и заработные платы – это ярчайшая проблема Ульяновской области. Медленно, но верно по средним цифрам мы наверстываем отставание, но оно еще велико. В 2005 году зарплата в области была на 14 – м месте из 14-ти субъектов Поволжья. Потом по годам 13-я, 12-я, 10-я. Сейчас по месяцам мы колеблемся на 9-10 местах. Лучше? Есть движение? Да. Достаточно нам это? Нет, нет и нет”, – считает г-н Асмус.
– Кто же тянет вниз?
– Сельское хозяйство, здравоохранение, культура. В остальных отраслях более-менее есть соотношение с соседями. Понятно, что там, где нефтегазовый сектор развит – тягаться тяжело (Уфа, Казань и др). Я уж не говорю про дальние Тюмень и т.п. Там зарплаты в среднем выше, чем в большинстве стран Европы. Но, повторю, Пензу, Саратов, Саранск, Чебоксары и других мы можем и уже обгоняем по ряду отраслей и направлений. Успешен бизнес – высокая зарплата. Люди умнее у нас Может трудолюбия не хватает? Всегда вспоминаю соцопрос, в 2005 году читал – выводы были такие, что соседи – Чувашия, Мордовия минимум в полтора раза производительнее, склонны жертвовать собой на работе, менее требовательны к доходам. Удивительно было читать этот вывод. Жители Ульяновска в советское время считались жителями элитного региона, многие двери в той же Москве открывались гостю с родины Ленина. Шок 1990-х годов сказался небывало тяжело, в том числе, и на менталитете ульяновцев. Конечно над моими словами можно и скабрезничать, но что-то в этом есть. Культура, трудолюбие, немецкий “орднунг” – этого нам немного не хватает.
– Мировой кризис отразился лично на Вас?
– Конечно, пока докторскую диссертацию писал, пока жена защищалась, некогда было ремонт сделать, свой дом требует ухода. Так вот, отложенных денег на ремонт хватило, при этом сэкономил точно половину. Цены-то упали! Есть и обратное – рассчитывал на рост дохода, но в кризис этого не произошло. Ни премий, ни индексации, поэтому как у любого человека – и плюсы и минусы. А вообще-то я убежден, что человек, работоспособный, трудолюбивый, не глупый, не пьющий и ставящий цели – никогда не будет жить плохо! Никогда! Живу не в городе, в селе – и даже здесь никогда не видел обратных примеров! Родители учили причины бед и проблем искать в себе!
– Как Вы считаете, насколько эффективно расходуются бюджетные средства в регионе?
– Сегодня есть всего одна официальная методика (Указ президента 825), позволяющая считать отклонения показателей в регионе от нормативных, средних и т.д. Она сложна, эта методика, но в принципе логична, позволяет понимать политику государства в отраслях. Так вот, в нашей области, и это общедоступные цифры – неэффективно расходовалось 2 млрд. руб. в 2007 году, 1,5 млрд. руб. в 2008 году и 1,2 млрд. в 2009 году. Сразу замечу, нет субъектов без таких неэффективных расходов. Многие параметры, к которым нацеливает указ, невыполнимы в ближайшие два-три года. Они требуют оптимизации школ, больниц и др. Но, в то же время нацеливают региональную власть добиваться перевода котельных с мазута на газ, чтоб сроки лечения соответствовали стандартам, чтоб успеваемость и нагрузка на учителя были оптимальными и т.д. В общем, по степени эффективности мы 26-е в России.
-Какова основная проблема в экономике региона?
– Самая большая проблема, на первый взгляд, низкие доходы населения области. Они растут, но пока еще не такие как хотелось. Вроде бы первая проблема. Ведь решив ее, возрастут обороты, как ключ зажигания это станет для торговли и рынка услуг. На высокие доходы, как в Москву, Сургут, да и просто Подмосковье слетится народ, в том числе и очень квалифицированный, а значит – качество и конкурентоспособность продукции и услуг в экономике повысятся. Но как это сделать? Какие рычаги задействовать, чтобы бизнес был рентабелен настолько, что дорого бы стал покупать рабочую силу? Ничего иного, кроме как привлекать на территорию мировых, европейских и российских игроков я не вижу! Только в условиях конкуренции создается нужный продукт.
Подготовил Сергей КРАСИЛЬНИКОВ