ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
В субботу Станислав Донец одержал в Будапеште восьмую европейскую победу в своей карьере и первую – в 50-метровом бассейне, выиграв дистанцию 200 метров на спине – 1.57,18
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Будапешта
– Вы очень свежо выглядите. Хоть еще раз на старт отправляй, – сказала я вместо поздравления российскому пловцу, когда сразу после финиша он вышел с бортика в сторону разминочного бассейна.
– Вот видите, – засмеялся Донец. – значит, все предыдущие старты, и даже тот дополнительный переплыв, который был устроен для нас с Аркадием Вятчаниным на стометровке, на пользу пошли. Разогнался к основной дистанции как следует. На разминке совсем другие ощущения были, нежели в предыдущие дни. Плыл и понимал, что мне все очень нравится.
– Когда вы почувствовали, что появилась скорость?
– В предварительном заплыве на 200 метров. Этот заплыв был легким и одновременно нервным. Пришлось, как обычно, биться за выход в полуфинал со своими же – Артемом Дубовским, Сашей Тарабриным. Но устал не сильно. В полуфинале же окончательно понял, что все идет нормально. Там нервов было значительно меньше в связи с тем, что “своих” уже не было. Так что все мои усилия свелись к тому, чтобы попасть на центральную дорожку.
– Что, на ваш взгляд, лучше – когда в предварительном заплыве приходится бороться за попадание в полуфинал с несколькими соотечественниками или когда от страны представлены всего два человека и “вылет от своего” никому не грозит?
– Лучше, наверное, два человека. Это уже второй международный старт, когда биться в полную силу приходится уже с утра, при том что многие сильные соперники из других стран могут себе позволить откупаться и, соответственно, не так сильно устать к полуфиналу.
– Признайтесь, вы специально не прилагали сил, чтобы в среду попасть в полуфинал на дистанции 50 метров на спине?
– Моей основной задачей в Будапеште было показать хороший результат на 200 метров. После безмедальной “сотни” это желание обострилось. Поэтому на “полтиннике” никаких сверхзадач я не ставил. И проплыл тем не менее с хорошим результатом – 25,61. Так что чувство выполненного долга, несмотря на то что не попал в полуфинал, у меня присутствовало.
– Вы могли бы сформулировать свое отношение к каждой из своих дистанций?
– В 50-метровом бассейне мне больше нравится плыть 200 метров. В “коротком” предпочитаю “сотню”. Наверное, потому, что там такое же количество поворотов, как на 200 в “длинной” воде. 50 метров нормально воспринимаю только в 25-метровом бассейне. В длинной ванне эта дистанция вообще не мое.
– Чем обычно заняты ваши мысли во время выступления?
– Наш бывший психолог Геннадий Дмитриевич Горбунов, с которым мы не раз моделировали соревновательную ситуацию, говорил: представь, что ты плывешь и всю вторую половину дистанции тупо повторяешь одно-единственное слово: “Работай, работай, работай…” Когда в голове появляются какие-либо другие мысли, выиграть становится гораздо сложнее. Чаще и не выигрываешь, потому что отвлекаешься.
– Вы видите, что происходит во время заплыва на других дорожках?
– Всех вижу. У пловцов вообще хорошо развито периферическое зрение. Данила Изотов, правда, как-то сказал, что отказался от очков, у которых боковые стекла специально сделаны так, чтобы расширять обзор. Мол, ему комфортнее смотреть только вперед. Мне же, наоборот, и для собственной ориентировки и для контроля соперников нужно видеть все вокруг.
– То, что ни в одном финале чемпионата Европы не выступал Аркадий Вятчанин, сыграло какую-нибудь роль в том, как выступали вы сами?
– Если бы Аркадий плыл 200 метров, я бы боролся с ним точно так же, как со всеми остальными. Естественно, присутствие Вятчанина создало бы мне больше проблем на предварительной стадии.
– Во времена не столь давние, глядя на вас, было трудно не думать о том, что Аркадий сильно подавляет вас одним своим присутствием на стартовой линии.
– Когда я только попал в команду и начал потихоньку приближаться к Аркадию по результатам, такое действительно было, не буду скрывать. Хотя тот же Маркус Роган – серебряный призер Олимпийских игр в Афинах – никогда у меня таких чувств не вызывал. Думаю, это было связано с тем, что с Аркадием мы постоянно сталкивались в команде. Соответственно, он и был для меня более сильным раздражителем. Наверное, это нормально. Я сам постоянно ловлю на себе взгляды более молодых спортсменов. Как ни брошу взгляд в их сторону, кто-нибудь обязательно на меня смотрит.
Сейчас таких чувств по отношению к Вятчанину у меня давно уже нет, хотя мы по прежнему соперничаем довольно принципиально. Проиграй, скажем, я Аркадию тот переплыв на стометровке, не было бы для меня ни первого финала, ни комбинированной эстафеты.
– Что означает для вас выступление в комбинированной эстафете?
– Еще один шанс реализовать себя и помочь команде побороться за медаль. Не знаю, за какую. У французов, например, очень сильный этап на спине, который поплывет Камил Лакур. Удивительный парень. Стометровку в тканевых шортах быстрее чем 52,9 до него никто не плавал. А он вышел и показал 52,11. Нереальный результат. Но бороться мы все равно будем. А там посмотрим…
Плавание. Мужчины. 200 м н/c. 1. ДОНЕЦ – 1.57,18. 2. Роган (Австрия) – 1.57,31. 3. Стасюлис (Франция) – 1.57,37. 4. Кавецкий (Польша) – 1.57,45. 5. Ранфаньи (Италия) – 1.58,40. 6. Дриберген (Голландия) – 1.58,59.