Недавний праздник – День воздушного флота России – оставил после себя выставку «Территория полета» в пассажирском зале ожидания аэропорта «Центральный».

Ее в рамках программы «Авиационная столица» организовали для Ульяновска Фонд «Культурная столица Поволжья» и Приволжский филиал Государственного центра современного искусства.

Это самое, то есть современное искусство, выставка публике и представляет. Хотя о том, можно ли считать искусством то, что творят новые, в основном столичные художники, до сих пор идут ожесточенные споры. Действительно, что это: шедевр, профанация или кощунство, если на иконах изображают непристойности, если художник самого себя распинает на кресте, если преподносит на блюдечке с голубой каемочкой кучку натуральных, пардон, фекалий…

Впрочем, это крайности. В Ульяновске же представлены достаточно мягкие вариации, посвященные авиации и полету.

Необходимо добавить еще, что, в отличие от традиционного изобразительного искусства, часто не требующего комментариев, воспринять то или иное произведение искусства современного зрителю с налету вряд ли удастся. Без знакомства с концепцией, которую заложил в свое «творение» художник, понять что к чему часто невозможно. Так что у вечно спешащих отлетающих, провожающих и встречающих в аэропорту мало шансов разобраться в авторских фантазиях.

Что же запустили в «полет» на нашу «территорию» шесть художников из Москвы и Санкт-Петербурга?

Константин Батынков, не мудрствуя лукаво, взял копии нескольких женских портретов великих мастеров живописи от Микеланджело до Модильяни да и нанес на них с помощью трафарета самолеты, назвав серию «Мама, я летчика люблю». Дешево и сердито!

Лично мне кажется, что вкушающая чай кустодиевская купчиха была несравненно лучше без аэроплана, пролетающего за ее головой, да и самолетчик ей явно не пара. То же можно сказать и про остальных дам. Натужная претензия на авангард больше напрягает, отнюдь не вызывая «светлых и романтических мыслей», обещанных зрителям в аннотации к серии работ автором, беззастенчиво примазавшемся к великим и воистину – художникам.

В современном искусстве, как известно, без перфомансов никуда. Антон Литвин – мастак на такие штуки. Поводом послужила трагедия, случившаяся в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. На следующий же день этот кудрявый и на редкость сообразительный юноша вышел на Соборную площадь Кремля и, разведя руки в стороны, долго стоял так неподвижно и беззвучно. Прохожие шарахались, крутили пальцем у виска, не догадываясь, что странный молодой человек выражал таким образом свой протест против теракта. Где уж им было понять, что тень художника (на самом ли деле художника?) изображала башни-близнецы (ноги) с надвигающимся на них самолетом (туловище и руки).

Перфоманс был снят на видео, смонтирован, и на выставке все это можно лицезреть на телеэкране. Интересно, а как Антон мог бы откликнуться на

недавние пожары в Подмосковье и смог на улицах столицы? Тоже ведь актуальная тема, дающая большой простор полету фантазии.

Еще один жанр из «джентльменского набора» современных художников – инсталляцию – представил Максим Свищев. Мультик «Зал ожидания», по замыслу, должен избавить авиапассажира от страха перед полетом в воздухе. Для этой цели художник показал на экране жестокую расправу с самолетом. Откуда ни возьмись появляются механизмы, которые уродуют, расплющивают, сверлят бедный лайнер.

Дай Бог, если кто-то благодаря этому зрелищу смог избавиться от своей авиафобии. Мне же стало жалко красивую крылатую машину – шедевр человеческих рук и интеллекта. А еще подумалось: не является ли данный сюжет символом уничтожения отечественной индустрии самолетостроения в постсоветское время? Ведал ли Максим, что творил, кто знает…

Все-таки пророком оказался Малевич. Своим «Черным квадратом» он предрек черный конец изобразительному искусству. Арт-катастрофа, случившаяся на «Территории полета», – лишнее тому подтверждение.