19 августа 2010 года в рамках традиционного регионального августовского педагогического форума и Всероссийского фестиваля учительских клубов «Новой школе – новый учитель: все начинается с нас», на площадке авторского лицея Эдварса собрались «Боги педагогического Олимпа». Лучшие учителя России делились инновационным педагогическим опытом, проводили мастер классы и тренинги. Это, своего рода, научно-методические школы педагогического мастерства, которые создаются в целях повышения профессиональной компетентности педагогов, продвижения опыта народных учителей в педагогическую практику, внедрения новых педагогических технологий в систему образования, поддержки талантливых педагогов.

В фестивале этого года принимают участие педагоги из 24 регионов России, 33 участника клуба из Ульяновской области, народные учителя региона. В мероприятии принял участие педагог по призванию и профессии, депутат Законодательного Собрания, заместитель председателя комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи Ростислав Эдварс. Он отметил, что педагогический форум в Ульяновске – это крупнейшее публичное мероприятие, организатором которого являются обычные учителя российских школ, которые собираются на берегах Волги, что бы в открытой и неформальной обстановке обсудить профессиональные и общественные вопросы, относящиеся к сфере отечественного образования. Фестиваль педагогических клубов является уникальной, не ангажированной, профессиональной площадкой для обсуждения стратегически важной для страны темы – образования.

Ростислав Эдварс подчеркнул: «Школа стоит на пороге больших изменений. Когда мы говорим о российской школе, нужно помнить, что речь идёт о судьбе почти 14 миллионов молодых граждан нашей страны. Именно поэтому всякие изменения в системе обучения следует вводить бережно и осторожно. Именно этот тезис был определяющим, когда наш Президент впервые озвучивал инициативу новой стратегии в образовании, которую назвал «Наша новая школа». Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновлённое содержание образования. Школа должна работать эффективно. При этом я всегда подчеркиваю, что модернизация важнее оптимизации. Реформирование системы образования процесс болезненный, но неотвратимый. Смена технологий и глобальная конкуренция заставляют школу кардинально менять свой вектор развития: она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. Все это заставляет школу, хочет она того или нет, становиться иной».

Участники дискуссии активно обсуждали место и роль учителя в новой образовательной стратегии. Без учителя невозможна реализация никаких реформ. Какой должна быть система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов, но что ещё более важно — для пополнения школ новым поколением учителей любящих и умеющих работать с детьми? Как мотивировать учителя на инновационную работу? В поисках ответа на эти и другие вопросы звучали и тревога, и сомнения, и надежда. Но главное, формат Форума позволил высказаться каждому, прояснить концептуальные представления и принципы новой образовательной стратегии, подкрепленной федеральным законодательством, познакомиться с мнением коллег из самых разных регионов страны, а также попытаться осознать, на какие именно «вызовы» они готовы ответить. Именно в этом и заключается важный момент диалога по проблемам модернизации образовательной системы, состоявшегося на дискуссионной площадке одного из лучших, новаторски работающего образовательного учреждения, где давно и успешно внедряют формат новой школы.