Лидер мировой революции с постамента пристально наблюдал, как воплощается в жизнь библейский афоризм, взятый на вооружение большевиками. Революции утихли, и кузнец стал самой мирной профессией.
Показать свое умение радовать народ в очередной раз решили участники фестиваля «Поющий металл». Все масштабнее и необычнее становятся произведения кузнецов. Город украсили скульптуры до нескольких метров в высоту. Ульяновский кузнечный двор «Корч» выковал постмодернистскую башню «НеТатлин», посвященную авангардистам и сооруженную из поставленных друг на друга стульев. Вдохновил мастеров и другой бытовой объект – ложка. Ее сделали трехметровой.
Главными задачами проекта организаторы видят обращение к авангардизму и популяризацию его идей через синтез архитектуры и кузнечного дела.
«Что стукнул — то пятак», — говорят о кузнецах в народе. Участники фестиваля кузнечного искусства «настучали» много диковинок. «Поющий металл-2010» оставил Ульяновску двенадцать скульптур, которые вскоре украсят город.
Около 120 кузнецов и архитекторов из Москвы, Нижнего Новгорода, Иркутска, Новосибирска, Вологды, Самары, Владивостока, Ульяновска, республики Башкортостан, Украины и Беларуси трудились над своими шедеврами. Все они люди неординарные. Например, москвич Игорь Литвинов пять лет возглавляет мастерскую по изготовлению холодного оружия и мелкой скульптуры «СлавКлинок». Ковку по металлу совмещает с преподаванием экономики в Московском экономическом институте:
— Работа в кузнице – это не хобби, а такая же важная сфера деятельности, как и труд в вузе. Хорошо, что в вашем городе проводят подобный фестиваль – дело нужное. Когда еще встретишься за один раз с коллегами по цеху из разных городов!
Игорь – приверженец современных технологий. Кстати, практически все участники выбрали для фестивальной работы не молот и наковальню, а метод сварки. Трудились кузнецы в тандеме с архитекторами, и это — «изюминка» нынешнего проекта. Архитекторы осваивали металл, кузнецы — науку построения композиции и расположения объекта в пространстве. В результате совместного творчества на свет появились «Ника» (своеобразное решение в металле античной скульптуры богини победы), «Роденовский мыслитель», «НеТатлин» (башня из железных стульев), «Человек-продукт» (гигантская ложка), «Пальма»…
Кроме зрелищного действа по созданию скульптур «Поющий металл» удивил зрителей мастер-классами по изготовлению изделий из дамасской стали и художественной ковке, лекциями одного из создателей фильма «Кин-дза-дза!» художника Вячеслава Колейчука, концертами рок-группы из Москвы «Монгол Шуудан» и группы из Санкт-Петербурга «Крокодилли».
Фестиваль кузнечного искусства «Поющий металл» впервые прошел в Ульяновской области в 2006 году по инициативе Симбирского кузнечного двора «Корч». Результат — композиция «Поющий орган», установленная у здания областной филармонии. Подарком второго фестиваля в 2008 году стала скульптура «Первый круг», в которой отобразилась история Симбирска-Ульяновска.
Немного истории
Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, был вынужден оставить другие дела (бросить одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своем занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам или кочевникам это не всегда было понятно и казалось загадочным. Вдобавок из-за опасности возгорания кузнецы обычно селились на отшибе, что усугубляло таинственность. Поэтому кузнецы часто считались шаманами, позже— колдунами, связанными с дьяволом, темными силами. Русское слово «коварство» имеет один корень со словом «ковать».
В деревнях полагали, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец победил Змея Горыныча, приковав его за язык.
В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремесел. Часто он— либо громовержец, либо связан с ним (например, кует молнии), а еще с Солнцем. Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. Владение кузнечным ремеслом приписывалось мифическим карликам, гномам, циклопам.
Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа и были достаточно уважаемыми и обеспеченными людьми, одна из самых распространенных в мире фамилий происходит от этой профессии — общерусская Кузнецов, а также Коваль, Ковалев, Ковальчук, Коваленко (укр.), Ковальский (польск.), Смит (англ.), Шмидт (нем.), Ферран (фр.), Эрреро (исп.), Дарбинян (арм.), Мчедлидзе (груз.).