Год назад в Ульяновской области было подписано соглашение о создании Консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа», или, другими словами, авиационного кластера. На ряд вопросов о развитие этого кластера нам ответил заместитель председателя правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров.

– Вильдан Ханифович, глава Госкорпорации «Роснанотех» Анатолий Чубайс, подводя итоги своего визита в Ульяновске, высоко оценил крупные региональные проекты, в частности, создание авиационного кластера. Как взаимодействует ульяновская авиационная отрасль с ГК «Роснанотех»?

– Авиация и все отрасли, которые с ней связаны, по определению, являются высокотехнологичными отраслями. Государственная корпорация «Роснанотех» в реализации наших проектов является для Ульяновской области одним из ключевых партнеров. Это связано с тем, что в авиации много комплектующих изделий и материалов, которые требуют доработки или просто полной замены. Наверное, в теории воздухоплавания мы открытий не сделаем – эта область относительно хорошо изучена, принципы удержания воздушных аппаратов на весу понятны. А что касается несущих способностей материалов, их долговечности, прочности, стойкости к воздействию окружающей среды, – это как раз и является предметом нанотехнологий.

Поэтому сейчас все предприятия авиационной промышленности работают в этом направлении. «Авиастар-СП» также находится в постоянном поиске вместе со своими партнерами: Ульяновским конструкторским бюро приборостроения (УКБП), заводом «Утес», Всероссийским институтом авиационных материалов (ВИАМ), Национальный институт авиационных технологий (НИАТ), УлГТУ, УлГУ.

Очень важно, что проекты по нанотехнологиям не могут быть монопроектами. Это, как правило, коллективный труд и коллективный разум сотрудников нескольких подразделений. Сейчас интересны проекты, результаты которых можно применить не послезавтра, а сегодня, максимум завтра. Именно так «Роснанотех» подходит к оценке деятельности предприятий. Финансируются только реализуемые проекты, которые имеют коммерческое продолжение, окупаемость, понятный экономический эффект, а не только красивый патент на стене. «Роснанотех» является, в хорошем смысле слова, кошельком, к которому можно прибегнуть, имея перспективную идею. Такова взаимосвязь ГК «Роснанотех» и авиационного кластера области.

– На какой стадии находится сейчас формирование авиационного кластера?

– Год назад в состав консорциума вошли 19 участников, среди которых были крупные промышленные предприятия, производящие авиационную технику и авиакомпоненты, авиакомпании, аэропорты, профильные научные организации, образовательные учреждения, готовящие специалистов для работы в сфере авиации и авиационной, включая правительство Ульяновской области промышленности. Затем к ним присоединились еще четыре предприятия. А на днях, во время работы салона «Интеравиаком-2010» в Санкт-Петербурге, еще три предприятия из Питера и Москвы обратились с предложением включить их в кластер.

Но системный подход к этому вопросу на территории региона мы выработали три года назад. Во-первых, было проведено оздоровление ЗАО «Авиастар-СП». Потом появилось понимание, что не только «Авиастар-СП» нуждается в заказах, но и другие предприятия региона. И, самое главное, что Ульяновск имеет огромный научно-производственный потенциал для всей авиационной отрасли России.

Параллельно шел процесс формирования Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). «Авиастар-СП» в системе корпорации стал основной производственной площадкой по гражданскому самолетостроению для сборки военно-транспортных, транспортных и гражданских пассажирских самолетов.

Соответственно, появились задачи по освоению новых видов продукции, поскольку те материалы и технологии, которые применялись до сих пор, пригодны для самолетов, разработанных еще в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века.

Среди приоритетных направлений развития – освоение полного цикла сборки магистральных пассажирских самолетов «ТУ-204СМ», тяжелых транспортных самолетов типа «Ил-76» коммерческого и военного назначения (изделие 476), нового гражданского магистрального самолета «МС-21». Есть проект модернизации самолета «Руслан». В связи с этим нужно развивать все производственное окружение «Авиастар-СП» в Ульяновской области и за ее пределами.

Должен быть изменен подход и к подготовке кадров. Сейчас станочник – это высококвалифицированный инженер, который понимает физику процесса, полностью владеет информационными технологиями, работает не с помощью деревянных моделей, а с математическими моделями. Для подготовки таких специалистов в объединение вошли местные вузы.

В целом же основной задачей кластера является загрузка мощностей предприятий. Сейчас объем производства разный. «Авиастар-СП», например, загружен на 20-25 процентов, а «Утес» и УКБП работают на пределе, осваивая новые виды продукции, в том числе за счет сторонних заказов. Несколько повысились объемы производства предприятий, которые выпускают оснастку и нормализованные детали для авиастроительной промышленности. Это является результатом освоения новой продукции: штамповой оснастки, стапельного оборудования, шаблонов и так далее.

Конечно, не хватает заказа на серийный выпуск самолетов – хотя бы по одному в месяц. Но думаю, что это временное затишье. Когда это затишье пройдет, мы сможем говорить о выпуске как минимум трех моделей самолетов на «Авиастар-СП». Кроме того, в планах – конвертация аэробусов из пассажирской серии в грузовую. Заработает целый ряд предприятий, которые существуют вокруг основного производства. Например, завод «Аэрокомпозит» – производство композитного крыла для нового пассажирского самолета «МС-21». Это и те предприятия, которые мы собираемся разместить на территории Портовой особой экономической зоны: по техническому обслуживанию самолетов, а также предприятия, предоставляющие терминально-логистические услуги. Будут запущены и другие сборочные производства, в том числе по выпуску самолетов региональной авиации, имеющих от 15 до 50 посадочных мест.

Кластерный подход к организации работы авиационной отрасли позволили нам выявить недостающие звенья системы. Но теперь мы не говорим: «Пусть приходит абы какой инвестор и строит свой завод!» Приоритеты определены. Таким образом, мы осуществляем свою политику.

– Сейчас много говорится о необходимости менять систему управления промышленностью. Что именно, на Ваш взгляд, надо изменить?

– На сегодняшний день в России, наверное, нет ни одного предприятия, на котором действовала бы четко сформулированная производственная система, какие есть, например, в ведущих западных концернах автопрома («Тойота», «Фольксваген», «Мерседес» и так далее) или авиапрома («Боинг», «Аирбас»). Это – первое.

Во-вторых, у нас нет программ обеспечения жизненного цикла изделий, когда судьба изделий определена с момента производства до момента утилизации.

В-третьих, пора отказываться от нашей тяги к ведению натурального хозяйства, когда все, от болта до самолета, мы хотим сделать сами, в одном месте. Это тоже относится к системе управления.

И еще один момент – мы до сих пор не научились читать и исполнять договоры, контракты. Во всем мире подписанный контракт считается законом. А мы достаточно вольно трактуем и сроки поставок, и качество продукции, совсем некорректно ведем себя иногда в части оплаты за полученную продукцию. Отсюда многие производственные проблемы.

И таких примеров масса. Понятно, что с изменением уровня менеджмента проблемы, наверное, будут уходить. Но не сразу. Чтобы были результаты, по крайней мере, должно быть принято решение руководителя о том, что хотим изменить систему управления.

– Она должна меняться сверху или снизу?

– Сверху она не изменится. Хотя… Если будет достаточное финансирование и тотальный контроль, наверное, можно будет сверху рекомендовать изменения. Но на самом деле не хватит никаких федеральных денег: они или уйдут в песок, или будут потрачены неэффективно. Пока предприятие само не созреет, не дойдет до мысли, что пора производить продукцию, востребованную на рынке, – ничего не изменишь.

В принципе, эта работа идет давно. В активную фазу изменение структуры производства перешло примерно в 2003 году. Но у нас – то кризис, то еще какая-нибудь беда. Мы пока не можем эффективно завершить реструктуризацию и сказать: «Да, мы теперь понимаем, по каким законам работает экономика! Наша экономика полностью соответствует мировым стандартам!»

– Но в данном случае формирование авиационного кластера – это шаг в улучшении системы управления?

– Абсолютно точно. Мы понимаем, по каким законам необходимо работать для того, чтобы на авиационном рынке иметь успех и выпускать конкурентоспособную продукцию. Это касается системы менеджмента качества, системы управления предприятием, подготовки персонала, технического обеспечения, поддержания летной годности… Существует очень много параметров мировых стандартов, до которых нам надо еще тянуться и тянуться. Произвести изделие – еще не все. Надо обеспечить его эффективную работу у эксплуатанта: чтобы самолет не стоял, а летал. Чтобы период окупаемости был как минимум равен расчетному, а не превышал его в несколько раз. Только тогда можно считать, что мы конкурентны.

– Лично у Вас есть оптимизм по поводу перспективы развития региона?

– Надо отметить, что Ульяновская область реализует крупные проекты не в одиночку, а при активной поддержке Правительства Российской Федерации, Объединенной авиастроительной корпорации. Это серьезные силы. Внутри региона, например, трудно организовать сбыт самолетов или загрузку транспортно-логистических комплексов. То же – в сотрудничестве с иностранными партнерами. Без федерального правительства мы крупномасштабные задачи не решим.

Что касается авиационной отрасли, то, на мой взгляд, та работа, которую мы в течение пяти лет проделали, создала ощущение некоей критической массы, когда мы на выходе имеем пять-шесть крупных проектов и десятки мелких. Это придает хороший драйв работе.

Ольга Ронжина