В канун Дня воздушного флота в редакции «ДО» состоялся круглый стол «Авиационный кластер в Ульяновской области: перспективы частно-государственного партнерства». Красной нитью в дискуссии прошла мысль о статусе Ульяновска как авиационной столицы России.
Участники круглого стола:
• Алексей Баев заместитель гендиректора ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»
• Павел Дубровский и.о. директора ОГУ «Развитие авиационного кластера Ульяновской области»
• Владимир Ефимов председатель совета УРО общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
• Геннадий Коротнев заместитель директора УФ КБ ОАО «Туполев»
• Наталья Лукьянова директор департамента стратегических проектов ОАО «Корпорация развития Ульяновской области»
• Юрий Полянсков президент Ульяновского государственного университета
• Евгений Шагаров генеральный директор ООО «Дизель»
«ДО»: Может ли ульяновск называться сегодня авиационной столицей россии? или это красивый бренд, ориентированный преимущественно на внешнюю среду?
Алексей Баев:
– Однозначно, может. Таково мнение и моих коллег, с которыми мы работаем в кластере. Да, Ульяновску тяжело конкурировать с Жуковским, Самарой, Казанью с их производственным, научным, человеческим потенциалом. Но у нас есть «Авиастар», вокруг которого и формируется авиационный кластер. Если вспомнить предысторию предприятия, то ведь в генеральном проекте был заложен огромный потенциал. Предполагалось строительство целого производственного комплекса: крупнейшие подразделения исследовательского характера, двигательный завод, предприятие по производству авионики и т.д.
А аэродром «Ульяновск-Восточный» с крупнейшей в Европе взлетно-посадочной полосой, который проектировался практически без ограничений по приему всех типов воздушных судов! Не могу не отметить и ведущие предприятия в авиаприборостроительной отрасли – УКБП и завод «Утес», ульяновские вузы – УлГУ, УлГТУ и УВАУГА, которые активно развивали и развивают авиационное направление. Если учитывать все эти аспекты, которые смотрятся приоритетнее на фоне других авиационных городов, Ульяновск вполне может претендовать на звание авиационной столицы.
Павел Дубровский:
– Авиастроительная отрасль – одна из важных составляющих развития Ульяновской области. Объем ее продукции составляет 10 процентов от общего объема обрабатывающей промышленности региона. Наиболее значимый промышленный объект региона – это уникальное предприятие ЗАО «Авиастар-СП», которое стало ядром сформированного авиационного кластера. Лидер среди российских авиастроительных предприятий, специализирующийся на выпуске современных пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204 и техническом обслуживании транспортных гражданских самолетов Ан-124-100 «Руслан».
В соответствии с поручением президента России на предприятии ведется работа по подготовке производства изделия «476». Кроме того, «Авиастар-СП» сохранил производственно-технологическую базу и кадровый потенциал для выпуска грузовых самолетов Ан-124 «Руслан» – самолетов востребованных и не имеющих аналогов на мировом рынке.
На территории Ульяновской области располагаются предприятия, которые специализируются на производстве сложных авиационных приборов: «Утес», Ульяновское конструкторское бюро приборостроения. У нас есть Высшее авиационное училище гражданской авиации и мощный аэродромный комплекс. Один из двух аэропортов Ульяновска имеет статус международного.
С учетом потенциала научных организаций, вузов, конструкторских бюро в регионе фактически сформирован полноценный авиационный кластер. В планах его развития – создание учебного центра для подготовки специалистов в области авиации. Правительство Ульяновской области уже ведет переговоры с компанией «Люфганза-техникс», Оксфордским летным колледжем – лидером в создании учебных летных центров во всем мире.
По-моему, это абсолютно верное решение, что наш город заявлен как авиационная столица России. Это очень высокая планка, и нам всем нужно стремиться к тому, чтобы ее достигнуть. Самое главное, как говорит Жванецкий, чтобы хотя бы в одном уголке кастрюли забулькало. Тогда, если поддерживать тепло, кипение распространится на всю кастрюлю!
Авиационная отрасль – наиболее перспективная и значимая для региона. И реализация проекта «Ульяновск – авиационная столица» позволит выйти на принципиально новый уровень развития всей области.
Юрий Полянсков:
– Да, потенциал, есть, но чтобы Ульяновск стал действительно авиационной столицей страны, нужны какие-то определенные критерии: удельный вес авиационной отрасли в бюджете, трудовые ресурсы, набор продукции и т.д.
Кроме крупнейших авиационных предприятий, в целом потенциал в этом плане у нас, к сожалению, пока не развит. Да, есть научно-исследовательские структуры, два аэропорта, но говорить о том, что они нормально работают и развиваются, нельзя. Пока «Авиастар» не встанет на ноги, о создании авиационной столицы говорить сложно.
Наталья Лукьянова:
– В принципе, Ульяновск может называться авиационной столицей, потому что все, что у нас сейчас есть, ни в одном российском регионе не сосредоточено. Мы не сказали еще, что в Ульяновске базируется крупнейший авиационный перевозчик – компания «Волга-Днепр», здесь ведет бизнес авиакомпания «Полет».
Проведя анализ имеющегося потенциала, Ульяновская область правильно выбрала новое – авиационное – направление для развития нового бренда, который действительно нужен больше для внешнего представления региона. Старый бренд – инвестиционная привлекательность на родине Ленина – себя уже исчерпал.
Сегодня многое делается для развития нового бренда: выделены средства на ремонт авиационных «ворот» Ульяновской области, в этом году в регионе впервые проводились всероссийские соревнования по вертолетному спорту…
Владимир Ефимов:
– Конечно, всем нам хочется жить в прекрасном городе, называемом авиационной столицей, гордиться родным Ульяновском. Я помню прекрасные времена, когда Юрий Гагарин полетел в космос: меня, первоклассника, и всех вокруг переполняло чувство радости и гордости за свою страну. Сейчас этой гордости нет.
В советское время в Ульяновской области была легкомоторная авиация, существовал 51 аэродром, сегодня их – максимум пять. А те несколько частных самолетов, которые базируются на Белом Ключе, облагаются безумным налогом. Между тем в Казани эта ставка нулевая. Работа ульяновского аэроклуба прекращена, парашюты пришли в негодность: мы не можем проводить учебную деятельность, соревнования…
У нас много талантливых людей, преданных авиации. Огромное количество умельцев делают летательные аппараты в гаражах. Дайте им возможность проявить себя! Авиация и все, что с ней связано, для большой страны – это не только экономика, ВВП, наука и техника, но и идеология, гордость нации. В США, где у меня живет много друзей, именно так и есть.
Для того чтобы строить авиационную столицу, на мой взгляд, нужна гражданская консолидация общества во всех направлениях. Надо поднимать авиацию, прививать интерес к ней, начиная с детского сада, с дворцов пионеров. Главное наше богатство – не самолеты, не технологии, а люди, их интеллект, образование. В это сегодня и нужно вкладывать средства.
«ДО»: Что нужно, чтобы научно-образовательно-производственный кластер «ульяновск-авиа», о создании которого было объявлено в августе прошлого года, заработал в полную силу?
Юрий Полянсков:
– Это была инициатива губернатора Сергея Морозова – создать консорциум, который охватывал бы все аспекты авиационной и авиатранспортной отраслей в нашем регионе. Я стоял у истоков создания кластера и могу сказать, что Ульяновск исторически оказался здесь в выгодном положении. Все необходимое у нас есть: производство, авиатранспорт, два аэропорта, вузы и прочее. Создана управляющая компания, учредителем которой выступило областное правительство.
Это удачный пример частно-государственного партнерства. Теперь перед нами стоит задача, чтобы созданная структура зарабатывала деньги, чтобы все участники консорциума были замотивированы, чтобы к работе подтягивался малый и средний бизнес.
Мы готовим предложения по проектам кооперации вузов и промышленных предприятий: государство, пожалуй, впервые выделяет деньги предприятиям, чтобы те платили их вузам за заказанные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Пытаемся создать в рамках консорциума единую систему подготовки кадров с участием ведущих вузов региона. Ставим задачу создать научные центры – например, центр ресурсов программных продуктов. Необходимо, чтобы и предприятия были заинтересованы в создании таких центров.
Считаю, что у нас есть уникальная возможность построить нормальный консорциум, при условии системной работы всех звеньев.
Владимир Ефимов:
– В регионе принято много хороших программ, в том числе стратегия развития авиационной промышленности Ульяновской области. Она была принята пять лет назад, но если смотреть на результаты ее реализации, то практическое движение очень незначительное.
У нас выпускают прекрасные самолеты ЛА-8, и чтобы построить в Красном Яре завод, всего-то нужно выделить небольшой кусок земли рядом с аэродромом. Но я три года бьюсь – без толку! А ведь без малой авиации большой не будет, в цивилизованных странах это знают. Нам нужно все-таки ориентироваться на мировой уровень.
Павел Дубровский:
– Нужно активно продолжать лоббировать интересы авиапрома Ульяновской области в федеральных структурах власти. Разработать и реализовать программу по привлечению в авиационную отрасль крупных инвесторов. Оказать целевую финансовую поддержку малому и среднему бизнесу региона, который работает в авиационной сфере.
Но главная ценность консорциума – это люди. Поэтому наша основная задача – повышение уровня благосостояния и комфортности обитания сотрудников предприятий, которые вошли в консорциум. Конечно же, важно пытаться привить увлеченность всем тем, что связано с авиацией.
Евгений Шагаров:
– Два года назад я выкупил предприятие, которое изготавливает М-12 – легкий, цельнометаллический самолет – впервые в мире – трехместный, двухдвигательный. Собираем мы их в основном в Самаре: там работает девять предприятий, которые специализируются на малой авиации.
В моем самолете 12 новшеств, которых нет за рубежом. После того, как американцы купили и протестировали наш самолет, о нем на девяти страницах восторженно написал известный журнал «Today’s Pilot». А в России с нашей продукцией мы не можем никуда пробиться: ни в ШВЛП, ни в ДОСААФ… Где я уже только не был, куда только не писал!
Идея по созданию кластера, конечно, очень хорошая. То, что так активно ведется подготовка кадров, – прекрасно. Но если у нас не будет развиваться малая и большая авиация, то эти специалисты не будут востребованы.
Считаю, что задачей номер один для кластера должно стать лоббирование интересов отечественного производителя, который выпускает продукцию не хуже, чем за рубежом. Обеспечить доступ производителей к нанотехнологиям – тоже задача кластера.
Геннадий Коротнев:
– Эффективный инструмент для получения конкурентных преимуществ при создании и производстве наукоемкой продукции (в том числе при выпуске авиационных изделий) – это объединение в единую корпорацию проектных, технологических, производственных, эксплуатирующих организаций.
В свое время ОАО «Туполев» было создано посредством интеграции опытно-конструкторского бюро имени Туполева и авиационного комплекса в Ульяновске.
Сегодня Ульяновский филиал ОАО «Туполев» имеет значительные конструкторские силы, что позволяет осуществлять авторское сопровождение серийного производства семейства самолетов Ту-204 и основные объемы работ при разработке новых, более совершенных их модификаций. Основные усилия нашего коллектива в последние два года направлены на формирование самолета Ту-204СМ с усовершенствованными двигателями. Первый самолет этой серии поднимется в воздух уже в этом году.
За последние годы благодаря усилиям УФ КБ ОАО «Туполев» и ЗАО «Авиастар-СП» многое сделано для сближения структуры конструкторской документации, используемой при производстве самолетов Ту-204, применения единых программных и технических комплексов, общей нормативной базы. В то же время добиться цели, поставленной еще десятилетие назад, – об исключении дублирования работ службой главного конструктора завода при запуске документации в производство – так и не удалось.
ОАО «Туполев» и Объединенной авиастроительной корпорации необходимо продолжить усилия по дальнейшему сближению форматов разрабатываемой конструкторской документации и документации серийного производства – чтобы в конечном итоге конструкторская документация УФ КБ ОАО «Туполев» стала документацией прямого действия в ЗАО «Авиастар-СП». Это позволит резко сократить время подготовки производства изделий и сформировать существенные конкурентные преимущества. Для достижения этой цели в обозримое время необходимо проявить волю и использовать имеющиеся административные меры воздействия.
Формирование авиационного кластера в Ульяновске создает новые возможности для усиления взаимодействия УФ КБ ОАО «Туполев» с региональными предприятиями авиационного профиля, учебными и научными организациями. Эффективным средством ускорения развития и взаимного дополнения возможностей организаций могут стать двусторонние программы совместных работ. На их основе в рамках авиационного кластера в дальнейшем можно было бы формировать многосторонние соглашения о совместных работах в интересах наращивания научного, конструкторского и производственного потенциала области в важнейшем наукоемком секторе экономики страны.
Ульяновский филиал КБ ОАО «Туполев» крайне заинтересован в развитии таких отношений с ОАО «УКБП», УНТЦ ФНЦ «ВИАМ», ОАО «Ульяновский НИАТ», Ульяновским госуниверситетом и Ульяновским техническим университетом, Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации.
Наталья Лукьянова:
– Сегодня регион ведет активное сотрудничество с ведущими западными компаниями. Так, компания Airbus совместно с ОАО «ОАК» приняла решение о реализации проекта конвертации на ЗАО «Авиастар-СП» пассажирских самолетов Airbus в грузовые. Первоначально реализация этого проекта была отдана подмосковному Жуковскому, но совместными усилиями мы добились того, что решение изменили в пользу Ульяновска. Участие в этой программе дает нашим авиастроителям, в частности, доступ к мировым технологиям.
«ДО»: Насколько велики шансы ульяновской области по удачному использованию западного опыта кластерного взаимодействия?
Алексей Баев:
– Мы активно занимались изучением западного опыта кластерного взаимодействия. Что такое кластер в региональном понимании? Это объединение предприятий определенной отрасли под эгидой регионального управления с точки зрения выгоды каждого. Раньше это называлось внутриобластной кооперацией.
Иностранцы поражаются полету мысли наших специалистов. Вместе с тем, по их высказываниям, технология реализации наших идей как была на нуле, так и остается: бросить лозунг у нас значительно легче, чем затем воплотить идею в жизнь. Вот мы говорим «кластер» уже несколько лет, но, к сожалению, не все из того, что задумывалось, нашло отражение в реалиях. Русский менталитет таков, что нам нужен более четкий контроль над принятыми решениями.
Нормальной реализации проектов мешает и масса специфичных проблем. Так, много еще нужно сделать в сфере малой авиации – в законодательном плане и т.д. Чтобы добиться преференций, предприятию нужно пройти очень непростой путь. Но дорогу осилит идущий.
Считаю, что каждое предприятие, входящее в кластер, должно иметь свою обоснованную реальную программу развития. Например, у «Авиастара» все проекты перспективны, в том числе проект модернизации уникального самолета «Руслан».
Если же говорить о перспективах нашей отрасли авиаприборостроения, то мы разрабатываем бортовое радиоэлектронное оборудование для всех типов летательных аппаратов, активно работаем по созданию современной авионики для вертолетов. Сегодня все связано со спросом быстро меняющегося рынка, поэтому каждый участник консорциума должен искать свою нишу в этих проектах.
Так или иначе, основной вектор идеологии в кластере заложен, и наша задача – системно, последовательно, не шарахаясь из стороны в сторону, идти к его реализации. И тогда мы добьемся успеха, и будет у нас Ульяновск авиационной столицей России.
Владимир Ефимов:
– У нас должна быть не просто четкая цель, но и динамика движения к этой цели: мы же получаем удовольствие не от процесса, а от решения совершенно конкретных задач.
Согласен, что наукоемкость нашей мысли велика, вот только реализовать мы ее в России почему-то не можем. Для этого наши люди едут в США, Германию… Именно там – не здесь! – человек с нуля открывает предприятие, и оно становится успешным.
С реализацией проекта по производству легких самолетов та же картина: здесь человек ничего сделать не может, ему не дают!
Павел Дубровский:
– Расцениваю шансы Ульяновской области как достаточно высокие. Руководство области активно изучает передовой опыт западных стран, где достигнута высокая эффективность деятельности авиационных кластеров. Конечно, слепо копировать западный опыт мы не будем, но рациональные зерна постараемся использовать.
Нашему Консорциуму меньше года, это еще, по сути, младенец. Многие процессы, которые реализуются в рамках кластера, пока не видны широкой аудитории. Однако на базовом предприятии, «Авиастаре», активно идут работы по подготовке производства новых изделий, и управляющая компания решает вопросы по ускорению этих процессов.
Вместе с тем, приоритеты смещаются в направлении поддержки малых и средних предприятий в авиационной сфере. В 2010 году предприятия малого бизнеса выполнили работ по аутсорсингу на 55 млн. рублей, а их потенциальные возможности в десятки раз больше.
Новаторским решением в рамках кластерной политики является системный подход к подготовке кадров для авиационных предприятий региона. Ульяновская область успешно была представлена на выставке научно-технического творчества молодежи в Москве, работы наших школьников и студентов вызвали огромнейший интерес и были удостоены многих призов.
Если эта любовь у ребят будет развиваться и дальше, то из них вырастут прекрасные, фанатично преданные авиации работники- профессионалы.