На днях в вестнике государственной регистрации появилась информация о ликвидации предприятия
Ольга КОВАЛЕНКОВА
11 августа этого года ФГУП «31 Арсенал» сообщил о своей ликвидации. Вскоре предприятие полностью прекратит свое существование. Между тем, многие люди и компании до сих пор не получили возмещения причиненного вреда. Напомним, что 13 ноября прошлого года в городе случилась чрезвычайная ситуация (далее – ЧС). В результате детонации при утилизации снарядов, на территории ФГУП «31 Арсенал», произошел пожар, от которого взорвалось несколько складов с боеприпасами.
В непосредственной зоне поражения оказался целый военный городок с населением около трех тысяч человек. Людей пришлось эвакуировать. От взрывной волны пострадало 270 домов, и частично были повреждены 208 многоквартирных жилых домов, а также 86 зданий социальной направленности. Из резервного фонда регионального правительства и города были выделены 35 миллионов рублей, которые пошли на первичные работы по остеклению, ремонту кровли и другие восстановительные действия. Общий ущерб составил 230 миллионов рублей. Глава области Сергей Морозов направил письмо в правительство РФ, в котором просил рассмотреть возможность выделения необходимой суммы из федерального резервного фонда. Но и эти средства планировалось потратить на инфраструктуру, а не на возмещение вреда. Стоит сделать акцент и на то, что региональные власти считали ответственными за выплату денег пострадавшим руководство ФГУП «31 Арсенал» и Министерство обороны. Областной суд Ульяновской области поддержал такую позицию. Однако Арбитражный суд Ульяновской области решил, что по счета» должно платить именно региональное правительство, как ответственное за ликвидацию последствий ЧС.
Рассмотрим ситуацию на конкретном примере. В одном из магазинов на Верхней Террасе в результате взрывов разбились фасадные витрины, стоимостью более 200 тысяч рублей. Решением Арбитражного суда Ульяновской области в мае этого года было решено взыскать этот ущерб из областного бюджета. Между тем, правительство Ульяновской области подало апелляцию, сославшись на неполное исследование обстоятельств и не правильное применение норм права. По мнению представителей областной власти, режим ЧС в Заволжье был введен для того, чтобы предотвратить дальнейшую угрозу взрывов. Рассчитывать в этом случае можно было лишь на частичную компенсацию, а не на полное возмещение вреда. Более того, в соответствии с юридическими нормами, сам факт введения режима чрезвычайной ситуации не означает того, что возмещать ущерб от взрывов должен регион. В результате, решение суда первой инстанции было отменено. По делу был принят новый акт, согласно которому ответственным признан ФГУП «31 Арсенал».
На «31 Арсенале» от каких-либо комментариев отказались. Но возникает вопрос, смогут ли все пострадавшие получить возмещение ущерба. И не останутся ли они после ликвидации предприятия у разбитого корыта?
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Алмаз КУЧЕМБАЕВ, директор Центра защиты вещных прав:
– Живя в правовом государстве оправданно считать, что многие риски для отдельного человека должны разделяться всем обществом в целом, и не выпадать на долю отдельного пострадавшего. Однако, из судебной практики по арсеналу видно, что в случае ЧС государство полное возмещение вреда не гарантирует. В случае повторения катастрофы, можно рассчитывать на возмещение вреда только со стороны конкретного лица, ответственного за причинение вреда.
Что же тогда остается делать, ведь ЧС происходят в России практически постоянно? Ответа два. Во-первых, страховаться. Страхование ответственности и рисков это защита имущественных интересов. К слову, в нарушение закона ФГУП «31 Арсенал» не имел страховки и, будем надеяться, его руководство будет привлечено в связи с этим к ответственности. Во-вторых, чтобы спасти свои жизни и здоровье необходимо приложить все усилия на предотвращение таких ситуаций.