Если понедельник может начинаться в субботу, то политическая осень может постучаться в окошко летом. Во всяком случае, у нас в Ульяновске. Так, предваряя свое «осеннее наступление», ульяновские левые – правые партии обратились к президенту России Дмитрию Медведеву с верноподданнической просьбой «уйти» губернатора Сергея Морозова, ибо они жаждут «обретения регионом достойной власти». А губернатор, пишут в челобитной, казну не блюдет, делами занимается странными, людишек знающих обижает.

Это именно, по сути, челобитная царю – батюшке от холопов его и отражает наше демократическое правосознание, в котором президент отождествляется с царем. Скажет слово златое – и нет губернатора, надо только это слово ему в уста вложить.

Слов нет: к губернатору много вопросов, порой он делает странные вещи, вот только и «оппозиционеры» странны-то не меньше. Сколько уже раз они объединяются, чтобы потом поодиночке провалиться. Но упорно продолжают свой сизифов труд, пытаются скрестить ежа и змею. Только еж все время топорщит свои «идеологические» иглы, а змея норовит проскользнуть во властную крепость и ужалить своего оппонента в ахиллесову пяту. Когда они «объединяются», змею жалят иглы ежа, а ежу не по вкусу змеиные выкрутасы. Граждане смотрят на это со стороны и удивляются. Скоро эта история опять повторится сначала.

Формальная же наша оппозиция, эсэры и ЛДПР, представленная в выборных органах власти, пока молчит, может, ждет официального открытия политического сезона. Таким образом, за лето ничто не изменилось в Симбирском – Ульяновском королевстве: формальная оппозиция осталась формальной, а маргинальная – маргинальной. Появилась, правда, новая сила – правозащитная, но пока она думает, кого ей защищать на политическом поле.

Понятно, что это летнее возбуждение связано с началом обсуждения в неких «высших сферах» будущего февральского переназначения губернатора области и, возможно, началась подготовка площадки под другого претендента. Министр Татьяна Кириллова по этому поводу сказала: «Может, они кого и имеют в виду, но главное, кого в виду имеет президент».

Именно так. Поэтому, наверное, «объединенная» оппозиция ничего не говорит о своих кандидатах на губернаторское кресло хотя бы и в пропагандистских целях. Да и трудно ей будет это сказать, ввиду обилия противоречивых желаний и желающих. То есть на деле, судя по челобитной, «оппозиционеры» согласятся на любую «темную лошадку» из кремлевских конюшен. Судя по дискуссиям в прессе, некоторые из них якобы уже «пробуются» на ульяновские хлеба.

Во-первых, федеральный аудитор Сергей Рябухин. Всем хорош, несомненно достоин во многих отношениях. Однако, по мнению эксперта, пожелавшего остаться неизвестным, он имеет один очень крупный недостаток: недостаточно амбициозен. Рябухин скорее сибарит, чем борец. Аудитор Счетной палаты в ранге министра, проживает в Москве и до окончания полномочий у него есть почти 3 года. За время своего «аудиторства» Сергей Рябухин оброс нужными связями и знакомствами, а уж сколько компромата он собрал на т.н. российскую «элиту»! При этом информации о компромате на самого Рябухина практически нет. К тому же не стоит упускать из виду, что он не коренной ульяновец – родился в г.Вольске-16 Саратовской области. Так что не факт, что у него вообще есть желание вернуться в Ульяновск: зачем ему наша нищая, разграбленная, бесперспективная область с огромной кучей нерешаемых проблем? Куда вероятнее, что Сергей Рябухин останется работать в правительстве или аппарате президента, либо окажется в совете директоров солидной корпорации или банка.

На фоне других претендентов выделяется Александр Большаков, СОКовский варяг, бывший «серый кардинал» областной власти и руководитель «победоносной» президентской выборной кампании ульяновских единороссов. Он сейчас далече, но его связи и немалый политический вес всем известны.

Возможны и другие «темные лошадки», которых мы вообще не знаем, однако наибольшие шансы переназначиться имеет действующий губернатор Сергей Морозов. Серьезных оснований для его замены у Кремля нет, да и на фоне остальных субъектов федерации Ульяновская область не самая худшая. Его позиции в кремлевских коридорах власти сегодня, видимо, достаточно прочны, что косвенно подтверждает его близость к президенту Дмитрию Медведеву. С другой стороны, отсюда, может быть, и дует по-настоящему ветер: уж не пойдет ли Сергей Морозов на повышение в Москву? Замечательный ход может быть, причем все останутся довольны: и все наши «оппозиции», и местная власть, и Кремль, и Сергей Морозов. Полный хэппи-енд.

А вообще политическая погода осенью обещает быть скверной. Ожидаются тяжелые экономические осадки вперемежку с мировыми финансовыми молниями и градом. Более точный прогноз пока невозможен – мировые регуляторы еще думают, чем одарить нас конкретно. Неизвестно также, какие сюрпризы преподнесет нам обычная погода.

На местном уровне возможно возобновление кампании за переименование Ульяновска в Симбирск, для восстановления исторической справедливости и попрания истории советской. Тем более, что это вполне в стиле нашего «странного» способа продвижения имени региона.

Кстати, нас уже заметили: нами заинтересовался галерист, политолог и большой друг Глеба Павловского Марат Гельман. Он тоже любит разные странности, все скандальное и вызывающее в искусстве и в политике. Он уже положил глаз на Мемцентр, но этим вряд ли ограничится. Что можно ожидать от Гельмана, помимо переселения нас в Симбирск? Возможны самые фантастические сценарии.

Например. Когда-то мелькала в ульяновской прессе такая якобы федеральная идея: упразднить ульяновский 73 регион путем присоединения его к Самарской области или раздела между другими субъектами федерации. Это будет событие поистине величественное и скандальное, любая галерея оторвет с руками. Есть политологи, которые и сегодня не сбрасывают со счетов этот фантастический сценарий.

Резоны у федералов для этого есть.

– Это решает не только проблему переименования города, но и вообще снимает «проблему Ленина» с повестки дня страны по-ленински «всерьез и надолго». Россия ведь является «правопреемницей» СССР, основателем которого был наш земляк Ульянов — Ленин, и которого демократический Кремль хотел бы сегодня немного забыть. Как это проще всего сделать? Известно как: «с глаз долой (с карты страны), из сердца – вон».

– Создает важный прецедент, дает наглядный урок несостоятельным регионам и их элитам. Это также навсегда решит проблемы нашей власти, оппозиции и отдельных местных политактивистов.

– Это и настоящая, и наглядная оптимизация административного аппарата страны. В конце концов, у США при населении около 300 млн. человек – только 51 регион, а у нас при 145 млн. – аж 89.

Чтобы осуществить такой сценарий, наш регион должен дать соответствующий повод, раскачать по-настоящему свою лодку. Сделать это, конечно, непросто, но, с нашими талантами создавать проблемы из ничего, ничего невозможного нет.

Виктор Каменев