В апреле 2007 года тогда ещё президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию дал поручение о создании госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ. Летом 2007 года Федеральный закон 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» был принят. На счет Фонда было перечислено 240 млрд. рублей, которые на определенных законом условиях должны быть переданы в регионы на капитальный ремонт жилого фонда и переселение граждан из ветхого жилья в течение четырех лет. ФЗ 185 будет действовать до конца 2011 года. Необходимо успеть этим законом воспользоваться в пользу граждан (http://www.fondgkh.ru/).

Но коррупция и казнокрадство в регионах РФ достигли такого уровня, что президент и Государственная Дума РФ при разработке 185 ФЗ вынуждены были разработать специальные схемы выделения денег и выставить жесткие условия регионам, на которых они эти деньги могут получить.

С этой целью и было выдвинуто регионам требование реформировать ЖКХ. Передать жилой фонд в управление ТСЖ и частным управляющим компаниям, которые бы являлись коммерческими предприятиями и заключали бы договоры напрямую с собственниками жилых помещений. Государство поставило перед региональными властями задачу – исключить из сферы ЖКХ муниципальные управляющие компании, которые как, правило, становятся банкротами, и в которых доступ к деньгам имеют чиновники.

Регионам на каждый год действия 185 ФЗ были разработаны жесткие условия, на которых они могут получить средства из «Фонда содействия реформированию ЖКХ». На 2010 год эти условия изложены следующим образом: к 1 января 2010 года жилой фонд любого муниципального образования, которое намерено подать заявку на получение средств на капремонт, должен быть передан в управление ТСЖ и коммерческим УК. Конкретно: не менее 20% жилого фонда должно быть передано в управление ТСЖ, остальные 80% – управляющим компаниям, в которых доля государственных или муниципальных органов власти должна быть не более 25%.

Федералы понимали, что если финансовые средства на капремонт перечислить напрямую в бюджеты регионов и доверить их распределение областным или муниципальным чиновникам, деньги до жилого фонда никогда не дойдут. Чиновники всё разворуют. Поэтому по 185 ФЗ и было предусмотрено федеральные средства обезопасить от региональных чиновников, передать их непосредственно организациям, у которых есть прямые договоры с собственниками квартир.

Сергей Морозов: мы пойдём другим путём

И Ульяновская область пошла своим путём. Чтобы ввести в заблуждение руководство «Фонда содействия реформированию ЖКХ», просто переименовали муниципальные управляющие компании, не изменив их формы собственности.

Жилой фонд, ранее управляемый МУПами (муниципальными предприятиями), перевели в четыре ОАО, районные Домоуправляющие Компании. При этом допустили грубое нарушение требований 185 ФЗ, так как все четыре ОАО являются муниципальными предприятиями:

ОАО «ДК Ленинского района», ОАО «ДК Железнодорожного района», ОАО «ДК Засвияжского района» (во всех трех предприятиях учредителем и собственником 100% доли является МУП «Ульяновская городская электросеть»), ОАО «ДК Заволжского района» (учредитель и собственник 100% доли УМУП «Теплоком»).

В результате этого была создана видимость передачи жилого фонда коммерческим управляющим компаниям, как требует статья 14 п.1 п.п. 2б 185 ФЗ.

В действительности же более 60% жилого фонда города Ульяновска и до сегодняшнего дня находится в прямом управлении мэрии города, а не более 20%, как требует того 185 ФЗ.

На основании утверждённой «Фондом содействия реформированию ЖКХ» 9 августа 2010 года заявки от Ульяновской области перечисленные ОАО, которые являются муниципальными предприятиями, в нарушении 14 статьи 185 ФЗ получили в своё распоряжение 400 млн. рублей.

С какой целью было предпринято столь грубое нарушение федерального закона, исполнение которого обещал контролировать лично Владимир Путин?

Ульяновск: откаты и распилы федеральных денег

В июне 2010 года, в тот период времени, когда только формировалась заявка на капремонт от Ульяновска, губернатор вдруг странным образом «понизил» в должности своего помощника некоего Сычева М.А. имеющего высшее медицинское образованием и год работы в сфере ЖКХ (результатом которой стало фактическое банкротство одной из крупных компаний из-за более чем двухсотмиллионной задолженности ).

В итоге бывший помощник занял сразу шесть должностей:

1. ОАО «ДК Заволжского района» – генеральный директор,

2. ОАО «ДК Ленинского района» – финансовый директор,

3. ОАО «ДК Железнодорожного района» – финансовый директор,

4. ОАО «ДК Засвияжского района» – финансовый директор,

5. Советник губернатора С.И. Морозова (переведен с должности помощника губернатора),

6. Советник мэра А.П. Пинкова (вновь назначен).

Пинков А.П. – новый мэр г. Ульяновска, до этого работал на должности первого заместителя губернатора Морозова С.И..

Коррупционная схема по уводу федеральных финансов готова. C июля 2010 года ни один финансовый документ в четырех ОАО «Домоуправляющие компании» не имеет юридической силы без подписи советника губернатора Сычева М.А.

Одиозная фигура Михаила Сычева всплыла в Ульяновске не случайно. Вся околополитическая деятельность этого человека связана со скандалами (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=760639). Ульяновская общественность ждет очередного политического скандала.

Плевок на закон, президента и премьера

Статьи 185 ФЗ, которые не предоставляют возможности по «распилу» федеральных денег, руководство области и города совершенно не интересуют. Можно ограничиться в доказательство этого лишь двумя дополнительными примерами из многих.

Статья 14, часть 1, 185 ФЗ обязывает муниципальные власти передать функции по поставке энерго- и теплоресурсов частным компаниям, создать условия для здоровой конкуренции и снижения стоимости коммунальных услуг. В Ульяновске и здесь допущено грубое нарушение закона:

МУП «Водоканал» – муниципальный монополист по холодной воде и стокам; МУП «Теплосервис» и МУП «Теплоком» – основные поставщики тепла и горячей воды, МУП «УльГэс» – основной поставщик электроэнергии.

Статья 16, 185 ФЗ предусматривает возможность произвести за счет федерального финансирования не только капитальный ремонт жилого фонда, но и выполнить программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В Ульяновске более 700 домов находятся в аварийном состоянии, жильцам много лет обещают переселение.

Но за три года действия 185 ФЗ ни одно муниципальное образование Ульяновской области ни разу не приняло участия в софинансировании программы переселения из ветхого жилья. Заявки область подает только на капитальный ремонт и то секторный (одному кровлю, другому трубы и т.д.). Можно предположить, что основная причина в том, что гораздо сложнее украсть деньги, предназначенные для приобретения новых квартир переселенцам, чем деньги, выделенные на капремонт, или подумать, что пока чиновники Ульяновской области не придумали схемы воровства.

На сайте «Фонда содействия реформированию ЖКХ» во всех заявках от Ульяновской области (заявки под номерами 42, 164, 290) в разделе «Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» сплошные ноли (http://www.fondgkh.ru/result/get_finance/22902.html).

В плане капитального ремонта на 2010 год оставили в основном ремонт крыш, причем, далеко не самых старых домов. В мэрии Ульяновска заявки от «не своих» ТСЖ и УК просто проигнорировали, выкинули из списков или значительно урезали предоставленные ими сметы. Из программы капитального ремонта на 2010 год фактически полностью исключили старые дома, где ремонт более необходим, но дорог, или же процент откатов невелик.

Случай безобразный, конечно! Прямой и наглый обман госкорпорации, специально созданной федералами, чтобы не допустить чиновников до распила федеральных средств, выделяемых на капитальный ремонт жилого фонда. Смачный плевок в лицо Владимиру Путину и всем, кто этот фонд создавал, пропагандировал и продвигал, а также обещал лично контролировать.

Государство в рамках 185 ФЗ и других федеральных программ, несмотря на финансовый мировой кризис, засуху и пожары, изыскивает денежные средства, чтобы создать гражданам комфортные условия проживания, а чиновники создают мошеннические схемы, чтобы эти деньги прикарманить.

В действиях Ульяновской региональной власти и тех, кто участвовал в создании этой схемы, наблюдаются признаки преступления против государства и народа. Сможет ли государство навести порядок? Планируются ли подобные преступлений в других регионах? Где гарантии, что Закон не нарушат завтра?

P.S. «Несмотря на реальные сдвиги по отдельным направлениям, в целом физический износ основных фондов ЖКХ до сих пор сохраняется на уровне 60%», – заявил глава Минрегиона Виктор Басаргин, выступая на V Съезде Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения. По его словам, на восстановление основных фондов коммунального сектора до нормативных значений требуется около 6 трлн. рублей. Для решения данной проблемы Минрегионом была разработана «Комплексная программа модернизации ЖКХ на 2010-2020г.г.». Способно ли государство защитить планируемые средства от «региональных распилов и откатов»?

Андрей ТУРКОВСКИЙ