Два месяца назад Законодательное Собрание Ульяновской области в лице «ведущей» партии «Единая Россия» уничтожила, наконец, на территории Ульяновской области натуральные льготы на услуги ЖКХ. Последним оплотом были педагогические работники сельских школ, за которыми с 1930 года в соответствии с Постановлением ВЦИКи СНК РСФСР «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках» и последующими нормативными актами СССР и России сохранялось право на предоставление в сельской местности бесплатного жилья с отоплением и освещением.

Коротко напомним историю вопроса. «Знаменитый» Федеральный закон № 122 –ФЗ положил начало ликвидации мер социальной поддержки сельской интеллигенции. До31.12.2005 сельские учителя, медики, работники культуры практически в равной мере пользовались правом на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением. После принятия упомянутого закона финансовое обеспечение льгот на услуги ЖКХ для медиков и работников культуры в сельской местности были переданы на уровень субъектов и муниципалитетов, иными словами практически ликвидированы. В Ульяновской области они были монетизированы и заменены выплатами от 150 до 300 рублей в месяц. Реальная стоимость отмененных льгот составляла в среднем от 480 до 690 рублей в 2005 году. После этого денежная сумма нерегулярно индексировалась на уровень официальной инфляции, а тарифы на услуги ЖКХ продолжали регулярно расти, опережая эту самую официальную инфляцию минимум вдвое. На настоящий момент упомянутая денежная выплата уже никак не ассоциируется с когда-то существовавшими льготами и воспринимается как некое угасающее со временем пособие.

С учителями все было несколько иначе. Толи забыли внести аналогичные изменения в закон «Об образовании», толи испугались это делать, учитывая и без того жуткую непопулярность 122-ФЗ. Так это или нет, но сельские учителя остались при своем бесплатном жилье с отоплением и освещением. «Продвинутые» губернаторы, конечно, попытались провести монетизацию на региональном уровне, рассчитывая на поддержку нашего Суда, который легко и предсказуемо отказывал в удовлетворении исков ветеранов, ченобыльцев, инвалидов. Однако в данном случае случился нонсенс – Верховный Суд встал на сторону сельских педагогов. В многочисленных определениях 2005,2006,2007 годов указывалось, что решение о монетизации льгот на услуги ЖКХ для сельских педагогов «нарушает права и законные интересы указанной категории граждан, поскольку федеральное законодательство сохраняет для них предоставление льготы в натуральном виде» (Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2005 по делу № 10-Г05-2).

Первая атака была отбита, хотя в некоторых регионах коммунальных льгот лишились пенсионеры из числа сельских учителей, для которых существовали аналогичные меры социальной поддержки, но закрепленные не в федеральном законе «Об образовании», а в подзаконных (но действующих!) актах СССР и РСФСР.

Однако идея тотальной монетизации на услуги ЖКХ для всех не покидала головы федеральных реформаторов, и тогда появился второй знаменитый закон № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ…», в котором получение федеральной помощи на капитальный ремонт и переселение граждан из аварийного жилья прямо увязывалось с тотальной монетизацией всех коммунальных льгот. Деньги в обмен на реформы – гордо заявили чиновники из Москвы. Возник правовой парадокс: одновременно существовало два федеральных закона противоречащих друг другу. Решения вопроса не было почти год. Ульяновская область, желая получить деньги из Фонда, внесла соответствующие изменения в областной закон, но закон был опротестован Прокуратурой и отменен через 3 месяца.

Минрегионразвития и Минобразования РФ не желали уступать друг другу, а может, просто не решались принять непопулярное решение перед предстоящими выборами. И тут случился второй правовой парадокс – Верховный Суд РФ кардинально изменил свою же собственную позицию и в Определении Судебной коллегии ВС РФ по гражданским делам от 21.04.2010 г. № 36-Г10-6 было отмечено, что «возможность обеспечения педагогических работников бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением путем предоставления денежной компенсации федеральным законом не исключается». То есть десяток противоположных решений этого же органа не в счет, и монетизировать коммунальные льготы сельским учителям можно! Руководство регионов вздохнуло свободно и соответствующие региональные законы, заменяющие льготы на ЖКХ денежной компенсацией, были в кратчайшие сроки приняты.

Надо сказать честно, сельские учителя потеряли гораздо меньше своих коллег – медицинских работников и работников культуры, также проживающих в сельской местности. Точнее в денежном выражении они не потеряли ничего (во всяком случае, пока). Только теперь те же деньги, которые они ранее вообще не платили, пользуясь бесплатным жильем с отоплением и освещением, надо получить на карточку или в сберкассе, а потом отнести в те же коммунальные предприятия. В общем добавились только затраты личного времени и сил.

Понятно, что целью вышеназванных изменений законодательного плана было не простое усложнение жизни сельским педагогам – на кону стояли 1,5 млрд. руб. из Фонда содействия реформированию ЖКХ в соответствии с Федеральным законом №185-ФЗ.

Остается без ответа главный вопрос: что же выиграло наше социальное государство, а точнее его граждане от монетизации услуг на ЖКХ. Все более-менее понятно с бесплатным проездом, лекарствами, зубопротезированием и т.д. – не все могут пользоваться, кому то лучше получить эти меры социальной поддержки деньгами. Но кто в выигрыше от монетизации льгот на ЖКХ? Давно выстроенная система, отлаженные механизмы, в определенной степени контроль государственных органов за коммунальными предприятиями с одной стороны, а в противовес якобы устранение посредников на коммунальном рынке. Вот только эти самые посредники в условиях монетизации не только не исчезли, а стали получать из регионального бюджета дополнительные деньги. Когда монетизировались коммунальные льготы для ветеранов и инвалидов региона, появилась некая фирма-посредник, которая стала производить персональные расчеты для указанных категорий граждан. Мало того, что в результате «профессиональных» действий указанной фирмы в течение полугода льготники не могли разобраться в этих самых расчетах и получить причитающиеся деньги, так ведь из областного бюджета указанный посредник стал получать дополнительно 68 млн. руб. в год! С сельскими учителями сумма скромнее, но и 4 млн. руб. в год деньги для бюджета области не лишние, а сегодня они вновь оседают в карманах посредника, от которого как раз и «избавлялись» в результате «реформы».

Не претендуем на абсолютную истину, но факты остается фактами. Может быть, читатели раскроют нам глаза на безусловные плюсы получения коммунальных льгот деньгами, но пока кроме дополнительных усилий самих льготников, нервотрепки и ощутимых потерь областного бюджета мы ничего не обнаружили.

Если говорить о «выкручивающей руке» федерального центра в этом вопросе (деньги в обмен на реформы), то сегодня за федеральные деньги пожертвовали интересами ветеранов, инвалидов, учителей. Что готовы поставить на кон завтра?

Алексей КУРИННЫЙ,

депутат Законодательного Собрания Ульяновской области