УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ПРЕДДВЕРИИ ПРОРЫВНОГО РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ МОЩНОГО АВИАЦИОННОГО КЛАСТЕРА ФЕДЕРАЛЬНОГО МАСШТАБА. УЖЕ В САМОЙ БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ РЕГИОН ОБЪЕДИНИТ ВСЕ ВАЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АВИАСТРОЕНИЯ И КОМПОНЕНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА, СТАНЕТ ПЛОЩАДКОЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВСЕСТОРОННЕ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ПРОДВИГАЕТ ПРОМЫШЛЕННЫЙ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ, ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ. РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ СОЗДАНЫ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И РАЗМЕЩЕНИЯ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ «МАШИНА» МОБИЛЬНО «ПЕРЕДВИГАЕТСЯ» НАВСТРЕЧУ ИНВЕСТОРАМ И БИЗНЕС-ПАРТНЕРАМ, ЕДИНОВРЕМЕННО ОКАЗЫВАЯ ПОДДЕРЖКУ СОБСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ В МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДСТВ.

СЕГОДНЯ В БЕСЕДЕ С «THE CHIEF» ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВИЛЬДАН ЗИННУРОВ РАССКАЗЫВАЕТ О ПЕРСПЕКТИВАХ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ И ПОДВОДИТ ИТОГИ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ АВИАСАЛОНЕ «ФАРНБОРО-2010».

ДЕЛЕГАТЫ

Международный аэрокосмический салон Farnborough International Airshow – одна из крупнейших в мире авиационных выставок, которая проводится раз в два года. В 2010 году в работе авиасалона с 21 по 25 июля приняла участие делегация Ульяновской области под руководством заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Вильдана Зиннурова. В ее состав вошли: помощник Губернатора Ульяновской области Николай Никифоров, исполнительный директор ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Сергей Васин, генеральный директор ООО «УК «ВолгаТехнопорт» Денис Барышников.

«ФАРНБОРО-2010»

– На международном аэрокосмическом салоне в Фарнборо Ульяновская область была единственным субъектом РФ, представившим в Фарнборо именно региональную экспозицию. Другие российские предприятия были выставлены по линии госкорпорации «РОСТЕХНОЛОГИИ» и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), демонстрировали достижения аэрокосмической отрасли в целом.

Впечатление очень благоприятное. Впервые на авиашоу мы ощутили, что за три года плотной работы в этом направлении достигли нужного результата. Например, зарубежные компании, контакты с которыми мы искали долгое время, сами на нас выходили с предложениями либо о возобновлении переговоров, либо уже о конкретном сотрудничестве. Это говорит о том, что мы стали достаточно известными в авиационном мире.

Форум в Великобритании прошел для нас очень плодотворно: за два дня провели порядка 25-30 деловых встреч, имеющих реальную перспективу, в том числе по результатам 5-6 начата работа. Сразу после «Фарнборо-2010» мы приняли две делегации в Ульяновске – российско-канадскую и австрийскую, в августе встречаемся с чешской и французской компаниями. В сентябре запланированы как минимум четыре встречи и визита.

ПРИЗНАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ «АВИАПРОСТРАНСТВЕ»

– За последний год мы прошли достаточно серьезный путь. Сформировали полноценный кластер, создали консорциум. Нам удалось разместить в регионе два крупнейших проекта – по конвертации самолетов «Аэрбас» из пассажирских в грузовые и по созданию производства композитного крыла для воздушного судна «МС-21». За право строительства композитного производства боролись, как минимум, пять регионов России в течение двух лет. Решение о выборе ульяновской территории закреплено в соглашении с ОАК, недавно у нас побывали проектировщики, инициаторы проекта, которые осмотрели все площадки.

Другой исключительно весомый аргумент – создание Портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Вышло Постановление Правительства РФ, подтверждено финансирование в объеме 762 миллионов рублей из федерального бюджета, объявлен конкурс на разработку концепции. Идет подготовка к разработке проектно-сметной документации. Проводим переговоры с таможней, с пограничной службой о формировании инфраструктуры особой экономической зоны.

Вот несколько таких значимых деловых событий – ответ на вопрос, почему мы стали интересны авиационному миру?

СТАРТ В НЕБО

– Мы признаны в авиационном мире как регион, имеющий перспективу развития. Это транспортная авиация, конвертация воздушных судов, техническое обслуживание, услуги терминально-логистического комплекса, профессиональная подготовка кадров. На «Фарнборо-2010» проведены переговоры с представителями Оксфордской авиационной академии, которые подтвердили свои намерения о создании международного центра профессиональной подготовки пилотов с УВАУ ГА, прорабатываются графики. В течение двух лет мы должны составить обучающую программу, признанную и российским, и европейским сообществом. Аналогов такого центра в России на сегодняшний день нет. Пилоты, прошедшие такую подготовку, будут востребованы в том числе и авиакомпаниями, эксплуатирующими иностранные самолеты.

АВИАЗАК АЗЫ И «АВИАСТАР»

– В ближайшие годы производственные мощности ЗАО «Авиастар-СП» будут загружены заказами в рамках совместной работы с ОАК, «Ильюшн финанс Ко»,«Иркутом». Конечно, хотелось бы сегодня, чтобы «Авиастар» хоть раз в месяц открывал ворота и из них выкатывался новый самолет. Сегодня этого нет, поскольку идет модернизация Ту-204, создается новая модификация Ту-204СМ. Идет разработка, изготовление оснастки, конструкторские работы, постановка на производство Ил-476. Все крупные события происходят внутри завода.

В рамках авиасалона в Фарн-боро подписано соглашение о поставке 50-ти самолетов Ту-204СМ, в том числе на 22 машины заключен твердый контракт, на 28 – опционный. Первый летный образец Ту-204 СМ будет изготовлен на ЗАО «Авиастар-СП» и передан на сертификационные испытания уже в конце этого года.

Соглашением закреплена поставка 50-ти лайнеров «МС-21» корпорации «Иркут», на ульяновском авиазаводе для них будет собираться салон, интерьер, производиться окраска. В Ульяновске также будет осуществляться их продажа, гарантийное и техническое обслуживание. Президентом РФ дано поручение о модернизации 20-ти самолетов АН-124 «Руслан» для Министерства обороны РФ. С «Ильюшн Фининс Ко» заключен первый контракт по конвертации «Аэрбасов» с распределением заказов 50 на 50: в 2011 году 15 судов будет конвертировано в Дрездене, в 2012 – в Ульяновске.

ВРП – АВИАДОЛЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

– Авиация для Ульяновской области – это порядка 6% валового регионального продукта. Полагаем, в 2012 году показатель возрастет до 12%. Учитывая потенциал «Авиастара», возможности особой экономической зоны в перспективе, считаю, не менее 30% регионального продукта должно принадлежать авиации. В авиации каждый килограмм произведенного продукта стоит от 2,5 до 3 тысяч долларов, в автопроме – 100-150 долларов. Это значит, на порядок выше добавленная стоимость, уровень оплаты труда, степень доходности смежных производств и т.д. Плюс – достаточно выгодный бизнес. Все, что связано с авиапроизводством, имеет хорошую экономическую основу.

«РЕГИОНАЛЬНЫЕ» САМОЛЕТЫ

– Приоритеты в сфере государственных интересов расставлены – боевая авиация, транспортная, гражданская, специального назначения и т.д., а уже потом – малая авиация, развитие которой мы видим в качестве создания альтернативных видов транспорта. Сегодня все признают удобство региональных самолетов пассажи-ровместимостью от 15 до 50 мест. Учитывая территориальные особенности России – Север, Дальний Восток, Урал, куда из Ульяновска можно попасть только через Москву, аэропорты которой сильно перегружены, – они просто незаменимы. На крупный аэроузел нам пока претендовать рано. Реально рассматривать вопрос создания аэродромов доставки до крупных аэропортов Казани, Самары.

Что касается малых воздушных судов, то мы ведем переговоры, как минимум, с пятью зарубежными и российскими компаниями о возможности организации производства таковых в Ульяновской области. Уверен, что пару проектов производства самолетов от 10 до 50 пассажирских мест в ближайшее время нам удастся «приземлить».

В УЛЬЯНОВСКЕ РАСПОЛОЖЕНЫ АВИАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ:

– крупнейший самолетостроительный завод ЗАО «Авиастар-СП», производящий пассажирские самолеты линейки Ту-204 и транспортные самолеты Ил-476;

– завод по производству оборудования для измерения высотно-скоростных параметров полета ОАО «Утес»;

– ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (УКБП) – ведущее предприятие авиаприборостроения РФ, производящее системы электронной индикации;

– филиал КБ им. Туполева;

– ОАО «Гипроавиапром»;

– Ульяновский научно-технологический центр Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ);

– Открытое акционерное общество «Ульяновский научно-исследовательский институт авиационной технологии»;

– Авиакомпания «Волга-Днепр» ( внутрироссийские и международные перевозки грузов самолетами Ан-124 «Руслан» и Ил-76ТД);

– Портовая особая экономическая зона на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный»;

– аэропорт «Ульяновск»;

– Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации;

– Ульяновский авиационный колледж;

– Региональный ресурсный центр для освоения профессиональных компетенций авиастроения (Ульяновский технический колледж);

– Ульяновский филиал ЗАО «Авиакомпания «Полет» ( внутрироссийские и международные перевозки самолетами Ан-124 «Руслан»);

– аэродром «Белый Ключ» (Ульяновский аэроклуб);

– Федерация авиационного спорта Ульяновской области.