Проведенная недавно в Ульяновске НИЦ «Регион», под руководством д.с.н. Е.Омельченко, международная научная конференция «Молодежные солидарности XXI века» производит странное впечатление. Судя по ульяновской прессе, она запомнилась ее участникам дискуссиями о «знаменитом олбанском языке», «японизированных» молодежных российских субкультурах, и докладом о перспективах антиглобализма в России. Ульяновское же общество, развитие и функционирование которого изучает «Регион», этим, видимо, и ограничится. Конечно, любое исследование – это наука. Но нельзя не заметить всю серьезность и актуальность поднятых на конференции тем, учитывая что в ней приняли участие маститые ученые, даже из Великобритании.

И это все, что социология может сказать нам сегодня? Когда кризис мирового социума принимает уже вполне реальные очертания в виде финансового кризиса. Каковы, в этой связи, перспективы молодежного движения в России, и Ульяновске?

Молчит наука (и не только на этой конференции). Это такая скука, совсем другое дело исследовать группы любителей японской мультипликации аниме и интернетовский преднамеренно искажающий орфографию «олбанский» язык. Впрочем, один доклад все-таки имел отношение к нашей суровой действительности – А.Филиппова о специфике антиглобалистских тенденций среди молодежи в России, и в Ульяновске в частности. Оставим за скобками, что представляет из себя это движение, однако оно единственное было названо «радикальным», то есть, по сути, общественно опасным. Может быть, так оно и есть, а может нет, но это движение пользуется популярностью у молодежи, поэтому – стоит ли спешить объявлять его «радикальным»? Какие это может иметь последствия: не сработает ли эффект «запретного плода»?

Эти вопросы, судя по прессе, не рассматривались. Видимо они – не социологические. Примечательно, что этот единственно серьезный доклад одним высоким гостем конференции был назван агитацией и «подвергнут суровой критике». Агитацией, очевидно, в пользу антиглобализма. Вот здесь и наступил «момент социологической истины»: что же тогда в действительности представляют другие, «благонамеренные» доклады и исследования? И правомерен вопрос: насколько социологи отдают себе отчет, что любые их исследования являются в то же время и агитацией. Что же они у нас рекламируют? Получается – японское аниме и безграмотный интернетовский язык.

И это в то время, когда наша молодежь вызывает большое беспокойство. Проходя мимо молодежных тусовок, всякий раз замечаешь доносящиеся оттуда «замечательные» речевки: «еб…», «нах…», , «что бл…». Обычно их используют работяги на тяжелых работах – как быстро взрослеет сегодня молодежь! Так что слеза умиления накатывается, когда вспоминаешь пионеров и комсомольцев с их мажорно-официозными «Взвейтесь кострами синие ночи…», пусть даже и фальшивыми…

Великий социолог Питирим Сорокин говорил о такой социальной ценности как «чувство нравственного долга». Присутствует ли такая «ценность» сегодня в молодежных субкультурах? Об этом тоже молчит наука, или скрывает? А может быть, не может исследовать, нет шкалы измерений? Тогда подскажем: чем больше мата и нецензурщины в гендерных отношениях – тем меньше этого «чувства».

«Момент истины» этой конференции указывает на очевидный факт: социологические технологии могут иметь двойное, если не тройное, назначение. Но общество, по сути, ничего не знает, как они формируются, планируются, кем оплачиваются: кто их, так сказать, «танцует». Наверное, статус независимых социологических институтов должен быть проницаем и доступен в этом смысле. В конце концов, у общественности должна быть полная уверенность, что у социологов, которые копаются в головах нашей молодежи, «горячие сердца и чистые руки».

Питирим Сорокин утверждал в своих трудах, что в ХХ веке человечество вступило в эпоху кризиса своей «чувственной культуры», когда общество «ментально и морально дезинтегрируется». В этот период на первый план выступает необходимость укрепления «позитивного полюса» общества, способного сохранить систему ценностей, основанную на «чувстве нравственного долга и Царстве Божьем». Прошло более 40 лет, как Сорокин умер, и сегодня понимаешь, как он был прав. Но это не понимают, или отказываются понимать, наши «чувственные» социологи, и поэтому социология рискует превратиться в псевдонауку. Так что известная сентенция: “Есть ложь, большая ложь и статистика” получит продолжение – “…и социология”.

Виктор Каменев