Теперь пришло время сказать. Раньше было нельзя – пожары еще полыхали, а топтаться на пожарищах как-то не принято. А вот теперь, когда все, кажется, успокоилось, можно.

Дело в том, что успокоилось-то это все ненадолго. И хочется верить, что многие поняли, почему. Правда, вслух об этом, почему-то не говорят.

Лишь президент Дмитрий Медведев в пятницу намекнул. Но не более.

Дмитрий Медведев подписал указ о переводе Рослесхоза в прямое подчинение правительству. «Нужно также провести детальную инвентаризацию законодательства о лесе, в частности, и самого Лесного кодекса, – заявил президент. – Очевидно, что это уже пора сделать».

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ НА ФРАЗУ, КОТОРУЮ ОН ДОБАВИЛ, ГОВОРЯ О РОСЛЕСХОЗЕ С ЗУБКОВЫМ: «…ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАЛА СВОИ СЛАБОСТИ, ОСОБЕННО В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ».

Сразу вспоминается популярный анекдот советского времени про сантехника, которого посадили за то, что он, увидев, в каком плачевном состоянии сантехническое оборудование дома, сказал: «Систему надо менять».

Конечно же, Медведев имел в виду всего лишь Рослесхоз, хотя хочется надеяться, что президент взглянул глубже – на то он и президент.

Теперь – о СИСТЕМЕ.

Спору нет – причина пожаров – небывалая засуха. Но первопричина всех бедствий, последовавших за началом пожаров, в другом.

Второго августа, когда еще только еще только начинало разрастаться стихийное бедствие, мы разговаривали с известным ульяновским экологом и политиком, сопредседателем Экологического парламента Волжского бассейна Александром Каплиным.

По его мнению, «прошедшие пожары – горький урок для всех уровней власти». «Колхозы, когда-то содержавшие свои пожарные команды, развалились, а реформа лесного хозяйства показала, что идея самостоятельности лесхозов, передаваемых в аренду частникам, себя не оправдала – частник не хочет вкладываться в экономически невыгодные пожарные мероприятия», – сказал эколог. По его мнению, нельзя было передавать лесное хозяйство с федерального уровня на уровень регионов. Со времен Петра Первого лесное хозяйство было в подчинении федерального центра – императора или правительства. И вдруг решили: пусть, мол, регионы сами занимаются лесным хозяйством. Вместе с полномочиями передана и забота о пожарной безопасности лесов. Однако субвенции, идущие из федерального центра были всегда недостаточными. К тому же, авторы реформы считали, что раз государство само не может обеспечить пожарную охрану и содержание лесного хозяйства, то пусть этим займутся частник и региональные власти. Только ни тем, ни другим это, похоже, было не нужно. В итоге оказалось, что кроме МЧС и тушить-то было некому. Не то, что техника не обновлялась – даже та, что была, перестала работать. Полностью прекратила свое существование и авиа-лесоохрана.

«Череда и чехарда реформ лесной службы и недофинансирование пожарной службы привели к тому, что сейчас нет ни техники, ни людей», – говорит Каплин. Он сравнивает «запутанное разграничение пожарной ответственности между федералами, регионом, лесхозами и МСУ», с семью няньками, у которых дитя без глаза: «Пожар не спрашивает, чье хозяйство, когда перекидывается с леса на жилые дома».

Добавлю: в 2005-2006 годах, когда вводился в действие 131 закон о местном самоуправлении, которым фактически муниципальным образованиям передавались многочисленные обязанности с мизерными деньгами на их исполнение, многие главы буквально стонали, что у них нет средств содержать пожарные расчеты или даже просто пожарную технику. Об этом тогда не раз писали газеты. Но практика показала, что ничего так и не было кардинально решено.

И напомню: когда еще только обсуждалась реформа лесного хозяйства, парламентская оппозиция протестовала против необдуманных законов. Местные общественники не раз заявляли, что принимать такой Лесной кодекс нельзя. Но кто их будет слушать? Коммунистов, «яблочников» и экологов называли «неконструктивной оппозицией», «которой надо лишь бы покричать, попиариться». Чуть ли не приписывали к «оранжевым» и даже экстремистам. Понятное дело, подавляющее всех большинство «Единой России» проголосовало так, как было надо федеральному правительству. Итог известен.

Несколько лет мы жили относительно благополучно, пока не накопилась критическая масса. А дальше достаточно было искорки. И сама природа показала нам, к чему может это привести, когда нарушаются законы развития общества. И теперь уже даже президент понял, что с Лесным кодексом явно наворотили не то.

Когда-то давно, когда я работал в аэропорту на Крайнем Севере, был такой загадочный случай – неожиданно на всех самолетах один за другим стали отказывать преобразователи переменного тока. Казалось, друг с другом самолеты никак не связаны, преобразователи совершенно разные, с разным ресурсом – а отказывать начали почти одновременно. Стали разбираться – выяснилось: авиатехники в один прекрасный момент решили, что продувать преобразователи через 600 часов налета – глупо, можно упростить и ускорить работы. И не стали выполнять это требование регламента. Хотя регламент – это закон. Несколько лет ничего не происходило, и все думали, что так и надо. Пока не накопилась критическая масса… Нельзя нарушать законы. Будь то физики, техники, природы или развития общества.

Теперь о будущем. Если ничего не изменить, оно плачевно. Фактически однопартийная СИСТЕМА, построенная на «жесткой вертикали», из которой изгоняются инакомыслящие, система, построенная на ЕДИНО-мыслии, угодничестве, карьеризме и лжи, будет и дальше давать сбои, и чем дальше – тем более тяжелые. Потому что она по определению неспособна действовать адекватно ситуации и неспособна создавать законы, обеспечивающие обществу необходимое развитие.

Сначала – катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, потом пожары, унесшие многие сотни тысяч гектаров леса и десятки человеческих жизней. Что будет дальше?