Виктория Чернышева, Ульяновская область

Полтора месяца назад на волжском берегу возле одной из турбаз группа молодых людей забила палками беззащитного лосенка. Уголовное дело возбудили спустя месяц – со скрипом, под давлением горожан и экологов. Преступников пока не нашли.

Отморозков до сих пор (а было это в середине июля) ищут. Милиция “со скрипом” возбудила уголовное дело; общественники в поисках правды написали письмо президенту РФ и открыли счет для сбора денег – они пойдут на вознаграждение для свидетелей расправы над животным. Если убийц лосенка удастся найти и наказать, для России это будет прецедент.

Нагорное – так называют волжский берег, на котором расположено более десятка турбаз, пользуется у ульяновцев особой популярностью. По иронии судьбы именно там, где каждые выходные вырастают лагеря “дикарей”, находится единственный на много километров пологий выход из леса к воде. В других местах обрывистый берег – животным не подобраться.

12 июля в Ульяновской области, как и везде в Поволжье, стояла сильнейшая жара. Наверное, только поэтому лосиха с двумя маленькими лосятами решилась выйти к людям. Животные хотели пить. Дальше произошло то, чему разумное объяснение дать сложно: компания молодых людей (скорее всего, подвыпивших) решила продемонстрировать всю мощь “царей природы”. Одного малыша лосиха успела увести. Второго безжалостно забили.

То, что делали отморозки, видели несколько десятков людей, отдыхавших на пляже. Никто за лосенка не вступился – возможно, туристы боялись попасть под горячую руку почувствовавших запах крови “мутантов”, как их назвал в своем блоге ульяновский эколог и юрист Александр Каплин.

Некоторые снимали убийство на мобильные телефоны. Позже к охраннику одной из турбаз обратился лишь один мужчина – он сообщил о происшествии на пляже и сказал, что не хочется вмешиваться из-за того, что приехал на отдых с ребенком.

– 13 июля мне позвонил охранник с соседней турбазы и попросил принести соску – сказал, что нашел раненого лосенка. Я прибежала и увидела трех-четырехмесячного малыша, – рассказывает директор турбазы “Сосновый бор” Светлана Агошкова. – У него была проломлена голова. Мы пытались напоить его молоком, но безрезультатно. Я связалась с лесником, а тот – с егерем. Погрузили лосенка в машину и отвезли в ближайшее село к ветеринару. Зрелище было страшное. Мой муж, крепкий мужчина, когда грузил лосенка в машину, не смог сдержать слез…

Ветеринары пытались спасти малыша, но безуспешно. Спустя сутки он умер.

А затем началось самое интересное. После того как информация о жестоком убийстве просочилась в СМИ, Александр Каплин и редактор одного из ульяновских интернет-порталов Ирина Александрова начали собственное расследование. Первым делом обратились в милицию с просьбой возбудить уголовное дело. Но наткнулись на неожиданное препятствие.

– Дежурный офицер отказался брать заявление о совершенном преступлении, – рассказывает Каплин. – Аргументация проста: на бумаге должен поставить свою визу начальник Чердаклинского РОВД, а он на обеде. Попытку вернуть нам заявление мы отважно отвергли и предложили дежурному самому решить, что делать с заявлением. Офицер сказал, что все равно его выбросит и регистрировать без начальника не будет.

На тот момент прошло уже три недели после убийства лосенка. Причем об этом инциденте знали и в Россельхознадзоре, и в минсельхозе области.

…Уголовное дело все-таки возбудили – в начале августа. И пообещали привлечь к дисциплинарной ответственности нерадивого офицера, который отказывался брать заявление. Видимо, сказался шум, который подняли СМИ и местные блоггеры.

Расследование идет еле-еле. До сих пор нет ни одного свидетеля, который рассказал бы, что в тот день творилось на пляже. И следствие потихоньку склоняется к версии, что никакого убийства не было.

– Что же случилось, по мнению милиционеров? Молодые люди “поигрались” – погоняли лосенка по пляжу, и все. А умер он якобы от жары, – говорит Каплин. – Эту версию по непонятным причинам подтверждает ветеринар, который оказывал помощь животному. Он говорит, что у лосенка не было следов побоев – только потертости на шкуре.

Не самые лучшие впечатления от общения с правоохранителями остались и у Светланы Агошковой:

– Отношение более чем странное. В последний раз, когда приезжали милиционеры, мы поговорили с ними на повышенных тонах. Мы их спрашиваем: ну завели вы уголовное дело, а дальше что? Ощущение, что это расследование никому не нужно.

– Если все-таки этих отморозков найдут и накажут, пусть даже условно, это уже будет прецедент, – считает Каплин. – Люди должны знать о неотвратимости наказания за жестокое обращение с животными. Пока же позиция правоохранителей проста – у нас тут людей убивают, а вы с животным носитесь…

Кстати

Ульяновский эколог Александр Каплин открыл расчетный счет: средства, поступающие на него, пойдут тем, кто решится рассказать правду об убийстве лосенка. Хотя бы за деньги. Средства уже поступают, в том числе от сочувствующих жителей Англии и США. Страшная история вышла за пределы региона и даже страны.