Виктория Чернышева
Ночью в поселке Дальнее поле Базарносызганского района Ульяновской области сгорел корпус психоневрологического интерната. Деревянное здание постройки, по документам, 1933 года (хотя местные жители утверждают, что его возвели еще до революции), восстановлению не подлежит. Полностью выгорела крыша; огонь опалил стены с внешней стороны и уничтожил 80 процентов находящегося внутри имущества. В корпусе находились 47 больных. Никто из них не пострадал благодаря мужеству двух женщин – медсестры Людмилы Саранцевой и санитарки Галины Титовой.
Огонь заметила Саранцева, которая дежурила в медпункте.
– Несмотря на глубокую ночь – пожар начался около трех часов – она не спала. Услышала, как лают собаки, решила посмотреть, в чем дело. И увидела из окна пламя высотой в полтора метра, которое уже поднималось по стене. Людмила сразу же позвонила пожарным и директору, – рассказали коллеги медсестры.
До приезда пожарных нарядов (а ближайшая к интернату часть располагается в 25 километрах – в райцентре Базарный Сызган) сотрудники интерната тушили огонь своими силами.
– Автоматической системы пожаротушения у нас нет – только сигнализация, которая себя оправдала – сработала вовремя, – рассказал корреспонденту “РГ” директор интерната Николай Артамонов. – Чтобы включить подачу воды, пришлось добежать 150 метров до пруда, где у нас установлен насос, нажать кнопку. Плюс к этому, мы подогнали уазик-“фермер”, оснащенный мотопомпой, и трактор с трехкубовой емкостью, заполненной водой.
Опыт в борьбе с огнем у работников интерната богатый: 18 июля в лесах, расположенных поблизости, произошел первый пожар. А с 25 июля по 16 августа на тушение пришлось выезжать ежедневно. Тогда огонь остановился всего в полутора километрах от лечебного учреждения.
Эвакуацию больных организовала Галина Титова. Кто-то вышел сам, других пришлось выносить на руках – они не хотели покидать “родной” корпус. В интернате пациенты проводят всю жизнь – с 18 лет и до смерти. В общей сложности здание покинули 47 человек. По словам директора, никто не пострадал – обошлось даже без царапин.
Спустя примерно полчаса с того момента, как огонь охватил здание, на место прибыли пять пожарных машин – две из Базарного Сызгана, одна – из соседнего, Барышского, района и еще две – из расположенной неподалеку военной части. Огонь локализовали.
– Радует, что наши сотрудницы не растерялись, действовали четко, грамотно – как компьютер, – говорит Артамонов. – Правда, утром, когда уже рассвело, Галина Алексеевна, увидев обгоревшее здание, не выдержала – зарыдала. Зрелище и правда страшное. Я решил, что отмечу сотрудниц приказом, в котором выражу благодарность. Увы – большего сделать не могу, мы – учреждение бюджетное… Впрочем, как сообщили в ГУ МЧС по Ульяновской области, принято решение о том, что Галина Титова будет представлена к ведомственной награде.
По версии Николая Артамонова, причиной пожара стал поджог. Правда, директор уверен, что доказать это будет очень сложно: огонь уничтожает все следы. Сейчас на месте ЧП работает испытательная пожарная лаборатория, ведется расследование. Больных, оставшихся “без крова”, распределили по другим корпусам – в интернате их осталось три (в том числе, один деревянный). Закрытый на ремонт кирпичный корпус, скоро откроют после ремонта – согласно предписанию прокуратуры, все материалы в нем заменены на негорючие.
Из-за того, что теперь количество пациентов превысило допустимую норму, 30 человек придется перевести в другие интернаты.
– Ну а мы усилим ночное дежурство, – делится планами Артамонов. – Вместо одного человека у нас теперь будут дежурить три сотрудника. Плюс к этому – в каждом корпусе, вместе с больными, ночуют санитарки.
Психоневрологический интернат в поселке Дальнее поле открыли в 1939 году. Помимо него, в Ульяновской области расположены еще два подобных учреждения.