Среди нынешних модных увлечений городской подростковой молодежи в виде скейтборда, роликовых коньков, катаний на мопедах и велосипедах особняком стоит паркур – если перевести на русский, это преодоление полосы или отдельных препятствий посредством прыжков, переворотов, зависаний, подтягиваний и так далее. Смысл игры, или соревнования, заключается в прохождении определенного маршрута в возможно более короткий отрезок времени, не обходя препятствий, а преодолевая их исключительно с помощью усилия мышц и всех частей тела. Девиз паркура – нет границ, есть лишь препятствия. Продвинутые трейсеры, приверженцы этого экстремального вида спорта, говорят, что паркур – это философия жизни и передвижения в городе. Деревья, стены, крыши, заборы, небольшие строения – типичные препятствия трейсера. Если в стенах есть отверстия, выступы, крюки, их можно использовать.

Первоначально паркур использовался только в конном спорте и назывался «конкур». Это преодоление трассы, включающей различные препятствия. Как остроумно отмечают основатели современного паркура Давид Белль и Себастьян Фука, для преодоления препятствий вовсе не нужны лошади. Так «хулиганское увлечение» двоих сорванцов неожиданно положило начало одному из самых популярных увлечений городской молодежи.

Приверженцы паркура есть и в Ульяновске. Среди них – довольно подготовленные молодые люди, способные пройти сложные участки. Был даже период, когда такие группы использовали для своих тренировок недостроенный центр микроэлектроники в северной части города. Было это весьма опасно, сейчас это место огорожено и доступ туда закрыт. Что касается других участков, где можно показать свою удаль и тренированность, их по городу вполне хватает. Всякая заброшенная стройка, да просто городской парк, может служить местом сбора и тренировок трейсеров.

Теперь о том, с чем сопряжены занятия паркуром. В первую очередь, это травмоопасное занятие. Доводилось наблюдать, как молодые люди совершают прыжки через препятствия прямо посреди асфальта. Ни шлема, ни щитков или наколенников. В беседе с ними было высказано предположение, что жесткие ударные воздействия на опорно-двигательный аппарат вряд ли пройдут бесследно. Тем более если случится падение. Ребята соглашались, что это небезопасно, но в ответ поясняли, что эмоции, связанные с рисковыми трюками, того стоят. К тому же они сначала разогревают мышцы и начинают с простых упражнений.

Дети асфальта. Играющие на нем в футбол, катающиеся на роликах и выделывающие фигуры на скейтах… Выросшие на твердом уличном покрытии, в ограниченном городском пространстве, входящие во взрослую жизнь с ее жесткими условиями и требованиями. Они не просто должны мириться с этим, они должны научиться действовать в этих реальных условиях. В то время как малая часть их сверстников из числа «золотой молодежи» петляет по склонам элитных горнолыжных трасс и отрабатывает удары ракеткой в платных секциях тенниса. Но в большинстве своем пустуют спортивные площадки и спортзалы,ФОКи и стадионы с искусственным газоном. А власти призывают к ведению здорового образа жизни и даже показывают личный пример. Между тем свободное жизненное пространство городов съеживается, подобно шагреневой коже, и уже в редком дворе можно погонять мяч.

Паркур зародился как модель поведения в современном городе, как подростковый ответ на вызовы времени, как модель преодоления многочисленных барьеров и препятствий.

И стал философией.

Игорь Чернышев