Любовь Пятилетова

В необычных условиях прошло в Ульяновске очередное заседание Международной Ассамблеи столиц и крупных городов России и стран СНГ. Вынесенные на повестку дня вопросы ее участники – 87 мэров крупных российских городов и стран СНГ – обсуждали прямо в цехах главного авиационного предприятия города, непосредственно под крылом авиалайнеров, готовящихся сойти с конвейера.

– Казалось бы, деятельность таких крупных предприятий далека от муниципалитетов, – так начал свое выступление президент МАГ мэр Москвы Юрий Лужков. – У нас немало других вопросов, за которые мы непосредственно отвечаем. Это городское хозяйство, жилищное строительство, социальная защита населения… При чем же тут, спрашивается, реальный сектор экономики? А при том, что если он работает, то мы, мэры, можем быть спокойны и за обеспеченность жителей рабочими местами, и за наполнение бюджета, и за возможность уверенно решать все социальные задачи. Только при таких условиях можно говорить о политической стабильности в городе. Если же все проваливается, то не видать и спокойствия – ни населению, ни властям.

Вот почему, подчеркнул Юрий Лужков, местным властям так важно понимать, где же сходятся их интересы с интересами таких градообразующих предприятий, как в Ульяновске. Ведь городов, всю жизнь которых во многом так же определяет одно-единственное предприятие, в нашей стране очень много. Поучиться же у “Авиастара” есть чему. Главное предприятие города, в середине 90-х оно было в полном упадке, объемы производства продукции составляли всего 6 процентов от прежней загрузки, а численность рабочих сократилась с 22 тысяч до 5 тысяч. Теперь здесь снова трудятся 15 тысяч рабочих, выпускающих продукцию, за которую не стыдно перед всем миром. Недаром же следующий международный авиасалон – “МАКС-2011” – пройдет именно в Ульяновске, который сейчас себя именует не иначе как авиационной столицей России. По мнению губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, такое превращение стало возможным лишь благодаря объединению усилий федеральных властей с местными, предоставившими предприятию в трудные времена налоговые льготы.

Сейчас же “Авиастар” готовит к передаче на сертификационные испытания новую супермодель – самолет Ту-204 СМ. Московские власти впервые увидели образец этого лайнера еще на авиасалоне “МАКС-2009”. По достоинству оценили комфорт, который в новом самолете ожидает пассажиров: более современную систему кондиционирования воздуха, возможность во время полета пользоваться мобильным телефоном и Интернетом, а также экономичность – за счет снижения массы пустого судна конструкторы обещают снизить расход топлива на 3,2 тонны в час. И тогда же подписали контракт на производство и поставку в лизинг сразу 15 таких воздушных судов для компании “Атлант-Союз”, принадлежащей правительству Москвы. Свое решение купить эти самолеты Юрий Лужков подтвердил и в Ульяновске, чем очень порадовал губернатора. Сергей Морозов прямо сказал: “Получить такой заказ – большая удача, так как 15 самолетов – это два года работы с хорошей зарплатой всего 15-тысячного коллектива предприятия”.

Впрочем, у самого московского мэра не меньшая заинтересованность в ульяновских самолетах. Дело в том, что наряду с авиастроителями на Волге создают их и москвичи – работники 20 заводов и конструкторских бюро, чей труд составляет 39 процентов в стоимости каждого самолета. Следовательно, каждый авиалайнер – это рабочие места и для жителей столицы. Осталось решить вопрос цены: 40 миллионов за самолет Лужкову кажется дороговато для московского бюджета. “Будем разговаривать”, – согласился генеральный директор предприятия Сергей Дементьев. Именно такие предприятия – с новыми технологиями, и должны становиться базой для создания кластеров в России, считает Юрий Лужков.