Около полугода остаётся до того дня, когда станет известно имя нового губернатора Ульяновской области. Еще недавно мало кто из аналитиков сомневался в переназначении на эту должность ныне действующего главы региона Сергея Морозова. И для этого были достаточно веские основания. За относительно короткий срок Сергею Морозову удалось обрести в глазах населения репутацию человека, искренне стремящегося дать импульс развитию региона, долгое время имевшего репутацию проблемного и бесперспективного. Людей подкупала его целеустремлённость, открытость, общительность, демонстрация потрясающей работоспособности. Во многом благодаря именно авторитету губернатора региональное отделение «Единой России» сумело одержать впечатляющие победы на выборах в областное Законодательное Собрание и Ульяновскую городскую Думу.

Избранная Сергеем Морозовым модель политического поведения, – когда губернатор позиционирует себя в качестве лица, ответственного абсолютно за всё происходящее в регионе, – оказалась весьма эффективной в стабильной социально-экономической ситуации, поскольку позволяла ему выглядеть в глазах населения политиком, благодаря деятельности которого в регионе, и в их жизни, происходят позитивные изменения.

Однако грянул кризис, преодолеть который без серьёзных имиджевых потерь губернатору не удалось. Продолжение прежней модели политического поведения в изменившихся условиях стало роковой ошибкой, поскольку она стала превращать губернатора в основной объект для критики и выражения недовольства. Именно в этом был его главный и, судя по не претерпевшей серьёзных изменений информационной политике, не осознанный до сих пор просчёт. Население ожидало от власти конкретных действий по решению волнующих его проблем (безработица, ЖКХ, транспорт, рост цен и тарифов, водоснабжение), власть же отвечала абстрактными рассуждениями о дирижаблях, струнном транспорте и нанотехнологиях.

Разговоры о дирижаблях в условиях кризиса, когда годами не решаются простые житейские проблемы, стали мощным раздражителем общественного мнения, и властные структуры явно запоздали с пониманием этого очевидного факта. В результате нарушился функциональный контакт между властью и обществом: они перестали слышать и понимать друг друга, что особенно заметно высветила голодовка учителей. Ещё год – полтора назад достаточно было одного обещания губернатора решить проблему, и люди бы прекратили протестную акцию. Сегодня, как показали события, прежнего уровня доверия уже нет. Прекратить голодовку учителя согласились только после того, как им было представлено подписанное мэром города решение об отмене оптимизации школ.

Вместе с тем, на примере калининградского губернатора Георгия Бооса, президент Дмитрий Медведев дал чётко понять, что возглавлять субъекты РФ должны люди, пользующиеся безусловным доверием жителей регионов. Это многое меняет в оценке шансов будущих претендентов на переизбрание. Данное решение вполне логично, поскольку продиктовано немаловажными обстоятельствами, главное из которых – приближающиеся выборы депутатов Государственной Думы и Президента России.

Руководство регионов лицами, не способными своим личным авторитетом содействовать успеху избирательных кампаний, для федерального центра не желательно. При этом в расчёт не принимаются даже экономические успехи регионов. Есть и ещё одно обстоятельство. В стране набирает силу движение за восстановление выборности глав субъектов федерации (массовый митинг с требованиями вернуть выборность губернаторов прошел 21.08.10г. в Калининграде), в связи с чем, федеральная власть заинтересована в устранении малейших поводов для формирования такого рода настроений.

Многое свидетельствует о том, что уже осенью судьбу губернатора Бооса может повторить губернатор Алтайского края – Александр Карлин. Судя по прозвучавшим в СМИ комментариям высокопоставленных политиков, «прецедент Бооса должен был стать показательным не для оппозиции, которая якобы может митинговать и снимать неугодных губернаторов, а для самих губернаторов». Федеральный центр не может допустить, чтобы неумение глав регионов выстраивать отношения с местными элитами и населением даже косвенно бросало тень на того, кто представил их к наделению губернаторскими полномочиями.

Всё это ставит Сергея Морозова перед необходимостью за оставшееся время поправить свой имидж в глазах земляков. Первые кадровые решения для этого уже состоялись. Однако хорошо известно: исправлять и корректировать имидж политика – задача несоизмеримо более трудная, чем формирование его с чистого листа. А времени остаётся очень мало. К тому же нет никаких гарантий, что в условиях политического цейтнота и связанной с этим спешки, не будут допущены новые, ещё более грубые ошибки и просчёты. Это тем более вероятно, что борьба за восстановление репутации будет проходить при крайне неблагоприятном сопутствующем фоне. Согласно последним прогнозам Минэкономразвития нас ожидает существенный спад сельхозпроизводства (на 8,7%), рост цен на продовольствие (на 14,4%), увеличение инфляции, и как следствие, рост социальной напряжённости. Это потребует более взвешенного и ответственного поведения, энергичных и действенных мер. Привычные популистские приёмы в этих условиях будут не только неуместны, но и контрпродуктивны.

Следует также иметь в виду, что губернатору в остающееся время придётся действовать в условиях сильнейшего информационного воздействия со стороны сил и лиц, заинтересованных в его отставке. А таких, судя по первым информационным выпадам, набирается немало. От губернатора ждут ошибок и неадекватной реакции на процессы в общественной жизни региона. Несколько грубых просчётов, и всё… Остальное, как говорится, будет делом техники, вернее политтехнологий (в том числе грязных).

Серьезно повлиять на эту неблагоприятную для губернатора ситуацию могли бы действительно сильные ходы с его стороны, но они пока не просматриваются. Мы видим сегодня только интенсификацию информационного процесса. Губернатора становится в СМИ не просто много, а очень много. Примечательно, что всё это мы уже наблюдали и во времена позднего Горячева, и во времена позднего Шаманова.

Николай Васин, политолог