Губернатора Калининградской области Г. Босса не включают в список претендентов на главу региона. Преимущество отдано секретарю регионального политсовета «Единой России», главе одного из муниципальных образований.

22 августа в газете «ВЗГЛЯД» выходит большое интервью Глеба Павловского «Наше общество — гигантский дурак». В нем известный политолог отмечает:

В Калининграде произошел коммуникативный коллапс. Сформировалось две коммуникативных картины. Сперва благолепие и «палехские миниатюры» на телевидении, и вдруг после митинга – шум, крах, «Единая Россия» в опасности… То есть поднялась эдакая коммуникативная пыль, в которой задохнулось его губернаторство. Боос вел дела так, будто проблем понимания политики гражданами не существует. Он вообще не ставил задачи (насколько я понимаю) поиска общего языка с теми, кто является объектом его политики. Он не пытался понять местную картину мира.

30 августа Президент РФ в интервью телеканалу «Россия 1» уже напрямую указывает на самый главный по-сути критерий оценки деятельности губернаторов (особенно при переназначении) — рейтинг доверия к ним среди населения региона:

Говоря о том, как измеряется критерий доверия губернатору, Медведев сказал, что в какой-то момент губернаторы, в связи с изменением порядка формирования исполнительной власти, решили, что «можно расслабиться и с народом не говорить, а если говорить, то пореже». Президент заметил, что руководителю территорий все равно необходимо работать с людьми, а администрации президента давно есть поручение следить за рейтингами региональных глав.

Напомним, вчера Николай Цуканов был наделен полномочиями губернатора в Калининграде. Его предшественник Георгий Боос не был переназначен именно потому, что не пользовался поддержкой у населения.

«Здесь нет, конечно, такой прямой механической зависимости: рейтинг упал там – до свидания, – впрочем, добавил президент. – Но это повод губернатору призадуматься, что происходит, насколько довольны его действиями люди, население территорий, где он губернаторствует», – сказал глава государства.

Почему вспомнили о рейтингах сейчас? Вполне резонно — на дворе новый политический и выборный цикл, рейтинг губернатора — напрямую завязан на результаты выборов, нет рейтинга — нет результата. И по-видимому, многие губернаторы, успокоившись и почувствовав себя «назначенцами» забыли про эту сторону публичной политики — нравиться своему населению.

Интересен вопрос — какие рейтинги анализируется и кто их готовит. По крайней мере в нашем регионе никаких результатов соц.опросов в открытых источниках не появлялось, и навряд ли появиться.

Интересен процесс трансформации поведения губернаторов во вновь заданной парадигме. Особенно в нашем регионе, где грядёт переназначение, и будет ли такая трансформация в принципе.

Возможны ли у нас такие акции протеста как в Калининграде — вряд ли, нет социальной основы и группы интересов (в калининградском случае были предприниматели средней руки, пострадавшие от повышения ставок налога на импортируемые автомобили и повышение транспортного налога)…у нас такой группы нет.

Последние аналитические выкладки той же КПРФ показывают, две трети россиян не собираются идти на улицы и готовы поддержать власть.

В регионе, безусловно, имеются отдельные представители элиты и контрэлиты, активно пытающиеся создать видимость дестабилизации обстановки, но все это пока выплёскивается лишь в паре скромных бложиков в ЖЖ, и воспринимается как некие стандартные BTL-акции для кратковременного привлечения внимания.

Системная оппозиция в лице одного из ее лидеров — А.Л. Кругликова откровенно «сдаёт», передавая палочку вышеуказанным квазиполитическим силам.

Иные представители регионального оппозиционного фронта пока предпочитают оставаться в тени, что лишний раз подчёркивает, что настоящих «козырей» то и не имеется.

Вроде бы ситуация стабильна и управляема…но так ли это?

Цитирую того же Павловского:

С одной стороны – активизируются горожане, современные люди, требующие признать их запросы и образ жизни. Это их право, это нормальный позитивный процесс. Но пока общество в интеллектуальном упадке, оппозиция пытается нахлобучить ему свой дурацкий колпак. Ее схема проста: злобная власть и доброе общество – кто кого? Эдакий социальный расизм сталинистского происхождения. Любая проблема объявляется искусственной, а за ней скрывается мерзкий корыстный враг. Милицию объявляют врагами народа как оккупантов. А вывод такой: власть, прекрати безобразие! Дай нам идеальную жизнь вместо данной… Но это вовсе не либеральный тезис, а мандат на диктатуру.

Следует признать — что вот тут у нас все очень плохо. К счастью, или к несчастью, горожане у нас пока крайне неполитизированы, крайне не активны и способны скорее больше на пассивные формы протеста в виде задержек в выплате коммунальных услуг или неявке на выборы. Но это только пока…

В настоящий момент отчётливо видна ближайшая негативная повестка дня для этого слоя: те вопросы, которые будут его волновать, и которые пока не имеют понятных и чётких механизмов решения:

— тарифы на ЖКХ и качество услуг;

— транспортная политика;

— дорожное хозяйство и благоустройство;

— медицинское обслуживание и вопросы образования детей.

Из каждой указанной сферы сейчас будут вырисовываться и ставиться в повестку дня очень острые вопросы, и оппозиция постарается этим воспользоваться по полной, политизируя их в негативном ключе, не предлагая никаких конструктивных решений и сводя все лишь к требованию смены власти.

Есть ли выход?

Тот же Павловский отмечает:

Другое дело, что политизация не должна быть однонаправленной, одноканальной, как у нас. Негативной политизации должна противопоставляться встречная политизация, более ответственная – ее нет. Но у нас нет ни ее представителей, ни политического запроса на нее.

Итак, встречная политизация, игра на опережение, привлечение к обсуждению т.н. экспертное сообщество и представителей общественности — по факту это и является публичной политикой.

По-моему у нас это уже потихоньку начинается: хорошо показала себя Общественная палата, позитив был при обсуждении ОЦП «Молодёжь» — главное, наверное, это продолжать в том же духе.

Думаю, осенью получится запустить и молодёжные дебаты, и неформальные, полузакрытые дискуссионные клубы и прочее прочее прочее. Впереди интересное время.